Найти тему

Синдром дефицита внимания

Оглавление

Польза плавания и занятий в бассейне для детей, страдающих дефицитом внимания

Синдром дефицита внимания с гиперподвижностью (СДВГ) является поведенческо-неврологическим расстройством развития, возникающим в детском возрасте. СДВГ может проявляться как преобладанием расстройств функций внимания, так и поведенческими нарушениями, такими как гиперактивность и плохо контролируемая импульсивность поведения. СДВГ является стойким хроническим синдромом, для которого не существует специфического способа лечения. До 1/3 детей с расстройством либо «перерастают» этот синдром, либо адаптируются к нему во взрослой жизни. Если расстройство сохраняется до взрослого возраста, то у человека наблюдается соответствующее заострение черт характера (акцентуация), либо развитее психопатических черт личности, сопровождаемые снижением интеллекта и трудностями с восприятием, обработкой и запоминанием информации. Синдром гиперподвижности с дефицитом внимания оказывает негативное влияние на качество жизни детей. Наибольшие трудности, как для самих детей, так и для их окружения, представляют собой поведенческие нарушения – недостаток самоконтроля и импульсивность поступков. Такие дети спонтанно, необдуманно и часто неадекватно реагируют на любые ситуации, не дожидаются указаний и инструкций взрослых.

Часто такие дети не принимают в расчет потенциально опасные, вредные и разрушительные последствия, связанные с их плохим самоконтролем. Они очень торопливы и нетерпеливы, небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Они склонны подвергать себя и окружающих неоправданному риску, чтобы показать свою смелость. Дети с СДВГ часто повреждают или уничтожают материальные ценности, что может создать серьезные проблемы для родителей. Из-за плохого самоконтроля с ними чаще происходят несчастные случаи и травмы.

Как распознать наличие СДВГ у ребенка? Для детей с синдромом гиперподвижности характерны следующие поведенческие признаки:

  • Дети постоянно вертят что-то в руках, совершают беспокойные движения кистями рук, раскачиваются на месте, извиваются, сидя на стуле.
  • Встают со своего места в классе во время занятий, в залах общественных мест и начинают расхаживать.
  • Проявляют бесцельную двигательную активность в неуместных ситуациях: бегают, прыгают, пытается куда-нибудь залезть, что-то разобрать или разломать.
  • Не могут сосредоточиться на одном занятии, требующем усидчивости и внимания.
  • Бывает болтливым, начинает говорить в неподходящий момент. Отвечает на вопросы до того, как закончат его задавать, заканчивает фразы за других, нетерпеливо перебивает и перехватывает инициативу в разговоре.
  • Берет вещи других без разрешения, вторгается в чужие территории. Не может стоять в очереди, спокойно ждать.

АКВАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПРИ СДВГ

Проблемное плохо контролируемое поведение ребенка при синдроме гиперактивности можно скорректировать с помощью дозированной физической нагрузки и лечебной физической культуры. Направленная физическая активность улучшает познавательные функции ребенка, учит его выполнять команды, концентрировать внимание на определенном действии. Плавание и акватерапия является одним из самых гармоничных вариантов физических нагрузок, улучшающих мышечную выносливость, кровоснабжение органов и тканей и положительно влияющих на особенности поведения. Акватерапия помогает уменьшить самоизоляцию детей с СДВГ и улучшить их социализацию. Значительного снижения импульсивности поведения и гиперактивности занятия акватерапией, как и любым другим видом физической активности, не принесет – эти черты являются прочно утвердившимися в структуре личности. Однако взаимодействие с инструктором во время занятий и новизна ощущений в водной среде, ее вязкие свойства сдерживают ненаправленную гиперактивность и способствуют большей осознанности направленной концентрации внимания и осмысленности действий. Акватерапия способствует улучшению обработки и усвоению информации, что позволяет повысить показатели успеваемости у школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Водная среда для ребенка с СДВГ – пожалуй, одно из немногих мест, где он может отдохнуть от постоянных замечаний и наказаний со стороны родителей и учителей, и сосредоточиться на своих ощущениях, чтобы, наконец, расслабиться и отдохнуть. В бассейне замедляется дыхание, движения становятся мягкими и плавными – это своего рода медитация для ребенка, находящегося в постоянном напряжении. В воде, выполняя указания инструктора, ребенок, наконец-то, сможет заслужить столь долгожданные для него похвалы, и почувствовать, что он тоже может быть успешным.

Для достижения позитивных эффектов рекомендуется не менее 2-3 занятий в неделю средней или высокой интенсивности, продолжительностью не менее 45 минут. Основная цель работы в воде - заставить ребенка веселиться, одновременно укрепляя его мышечную силу и уверенность в себе. Опытный инструктор поможет выпустить избыток энергии и научится концентрироваться на выполнении элементарных задач, подкрепляя каждое достижение ребенка непривычной для него похвалой. Постепенно, испуганный и застенчивый ребенок, с низкой самооценкой, маскирующий свое душевное смятение избытком движений, говорливостью и бьющей через край энергией превратиться в человека, который начнет понимать и принимать свои трудности, строя свою дальнейшую жизнь так, чтобы достичь много как в спорте, так и в делах и в личной жизни