Роман Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» был написан в 1837–1839 годах и тогда же был опубликован в одном из литературных журналов. Это произведение стало первым романом в английской литературе, где главный герой – ребенок. А вскоре о произведении заговорили как об одной из жемчужин не только английской, но и мировой литературы. Первый спектакль по мотивам романа появился в 1838 году, когда книга еще не была завершена! А первая экранизация «Оливера Твиста» датируется 1906 годом, ее название – «Современный Оливер Твист». Затем фильмы по мотивам книги Диккенса появлялись каждые год-два. Одних только немых фильмов на материале романа создано больше десяти! А уж когда в кино пришел звук, один за другим стали появляться фильмы и мультфильмы по мотивам этой замечательной книги. Мы, конечно, не будем рассказывать в этой статье о каждом из них. Но об одной экранизации поговорим подробно. А именно о мюзикле Лайонела Барта «Оливер!» (1960) и о созданном на его основе одноименном фильме 1968 года.
На Лондонских подмостках мюзикл «Оливер!» появился в 1960 году. Британскому композитору и либреттисту Лайонелу Барту долго пришлось убеждать потенциальных продюсеров в успешности шоу, ведь история Оливера Твиста казалась достаточно мрачной, и продюсеры не спешили поддерживать сомнительный проект. Но продюсер Дональд Олбери, услышав любительскую запись мюзикла в исполнении автора и его друзей, неожиданно поверил в будущее «Оливера» и согласился на его постановку.
Примечательно, что по свидетельству современников, Барт не имел полноценного музыкального образования и не владел нотной грамотой, но при этом еще в школьные годы его учитель музыки сказал родителям Барта, что их сын – будущий гений. В 1948 году, находясь на службе в армии, Барт посмотрел в кинотеатре фильм «Приключения Оливера Твиста»; картина произвела на юношу столь сильное впечатление, что он тут же поклялся другу сочинить мюзикл на основе увиденного.
Сюжет мюзикла по сравнению с романом был значительно урезан: создатели сознательно убрали из либретто многие злоключения Оливера, значительно упростили характеры персонажей. Центральной фигурой стал наставник маленьких воришек Фейгин.
Мюзикл продержался в репертуаре New Theatre (ныне Albery) более шести лет, установив своеобразный рекорд – было сыграно 2618 спектаклей (больше представлений за всю историю было в активе только у рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда»). Как вспоминали очевидцы, в день премьеры публика 16 раз (по другим данным 23 раза) вызывала актеров на сцену. А после закрытия проекта мюзикл сразу же появился в другом театре в новой версии.
Спустя несколько лет после премьеры в Лондоне американец Дэвид Мэррик выкупил права на постановку шоу, и 6 января 1963 года «Оливер!» впервые появился на Бродвее. Эта постановка также стала рекордной: мюзикл прошел 774 раза и долгое время лидировал среди британских мюзиклов, сыгранных на Бродвее. Побить рекорд «Оливера» сумела спустя много лет лишь «Эвита» Эндрю Ллойда Уэббера.
Мюзикл был настолько успешен, что просто просился на экран! И экранизация не заставила себя долго ждать: в 1968 году появился одноименный фильм. Продюсером картины выступил Джон Вулф, режиссером – Кэрол Рид. Интересно, что сценарист фильма Вернон Харрис за много лет до начала съемок сам участвовал в постановке «Оливера Твиста» на сцене и сыграл мистера Браунлоу!
Создатели экранной версии чрезвычайно ответственно подошли к кастингу, отсмотрев пробы тысяч претендентов. В результате на роль Оливера утвердили девятилетнего Марка Лестера (Mark Lester), лицо которого, по мнению режиссера максимально соответствовало внешности героя романа Диккенса. В пользу Марка сыграл и тот факт, что ранее он уже снимался в кино: в шестилетнем возрасте мальчик исполнил одну из ролей в фильме «Вперед, Франция!», а затем принимал участие в создании еще ряда картин.
Впоследствии Лестер сыграл десятки ролей в фильмах и сериалах, но роль Оливера Твиста навсегда осталась его визитной карточкой. Лишь спустя двадцать лет после премьеры мюзикла зрители с удивлением узнали, что вокальные партии в фильме исполнял не Лестер, а дочка дирижера оркестра, принимавшего участие в записи музыки! Тогда же стало известно, что юным «карманникам» помогал петь детский церковный хор. В 19 лет Марк Лестер ушел из кино ради карьеры врача. На протяжении многих лет он дружил с Майклом Джексоном, был крестным его детей. В свою очередь, Джексон – крестный детей Лестера.
На роль Фейгина пробовались многие звезды экрана, в том числе Лоуренс Оливье («Ребекка», «Леди Гамильтон»), Ричард Бартон («Укрощение строптивой»), Питер О’Тул («Как украсть миллион»). Но в результате роль досталась Рону Муди, который создал этот образ в первом варианте театральной версии. В его исполнении Фейгин неожиданно оказался не отпетым негодяем, а в чем-то даже потешным и комичным персонажем. За эту роль актер получил «Золотой глобус», номинацию на «Оскар» и приз на VI Московском международном фестивале.
Съемки «Оливера» начались 23 июня 1967 года и продолжались пятнадцать месяцев, а съемочному процессу предшествовали шесть месяцев ежедневных репетиций. В работе принимали участие 350 человек обслуживающего персонала и порядка пятисот актеров-танцоров, в том числе 84 мальчика в возрасте от 8 до 15 лет. Иногда Кэрол Рид заставлял актеров снимать пятьдесят и более дублей одной и той же сцены, добиваясь нужного результата и не делая скидки на юный возраст исполнителей. Возможно, поэтому дети выглядели на экране равноправными партнерами взрослых, что впоследствии не раз отмечали критики.
На съемках не обошлось и без курьезных случаев: так, для того, чтобы Марк Лестер мог заплакать в кадре, ему подносили нарезанную луковицу. Исполнитель роли Билла Сайкса Оливер Рид в течение всего времени съемок находился в гриме, из-за чего его боялся не только Марк Лестер, но и все остальные дети, снимавшиеся в картине. А бультерьеру Оливера Рида приходилось фиксировать хвост под туловищем, иначе он махал им чересчур восторженно. Фильм снимали в основном летом, поэтому во всех «снежных» сценах вместо снега использовали пенопласт, а снежки лепили из пенопласта, картофельного пюре и соли. Вспоминали участники съемок и еще одну интересную историю: режиссеру долго не нравилось выражение лица Оливера в сцене, где он смотрит на сокровища Фейгина. Кэрол Рид не мог добиться от мальчика четкого исполнения задачи и пошел на хитрость, спрятав в карман белого кролика. Когда по ходу сюжета Фейгин открыл ящик с сокровищами, режиссер достал из кармана кролика, тем самым добившись от Марка нужной реакции и успев снять ее на камеру.
Премьера фильма состоялась 26 сентября 1968 года в лондонском кинотеатре «Одеон». Картина имела оглушительный успех и начала свое триумфальное шествие по миру. Попала она и на Московский международный фестиваль, где получила несколько специальных призов.
Своим успехом картина, конечно, обязана, прежде всего, невероятной музыке, созданной Лайонелом Бартом, и адаптированной для большого экрана аранжировщиком Джонни Грином. Не случайно работа Джонни Грина также была отмечена «Оскаром». Всего же картина получила шесть наград Киноакадемии в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший художник», «Лучший звук», «Лучший композитор» и специальный приз за хореографию. Помимо этого у фильма были номинации «Лучший актер» (Род Муни), «Лучший актер второго плана», «Лучшая адаптация», «Лучший оператор», «Лучший художник по костюмам», «Лучший монтаж».
Лайонелу Барту «Оливер!» принес славу и состояние. Но вскоре ему понадобились деньги для нового проекта, и он, не раздумывая, продал права на мюзикл. Через какое-то время Барт разорился, стал принимать наркотики, много пил, влачил нищенское существование. При этом мюзикл продолжал идти во многих театрах мира. В 1994 году состоялась очередная премьера шоу в Лондоне. Его продюсером выступил Камерон Макинтош, который, опять же по иронии судьбы, ранее был участником хора и ассистентом режиссера в одном из предыдущих сценических воплощений мюзикла. Именно Макинтош оказал помощь нуждающемуся в деньгах Барту, отдав ему права на часть доходов от мюзикла. Но к тому времени здоровье Барта было сильно подорвано алкоголем и наркотиками. Да и психологически он был сломлен, ведь ничего, равного «Оливеру» композитору создать больше так и не удалось. В 1999 году Лайонел Барт скончался после тяжелой болезни.
Мюзикл же живет до сих пор. Он был и остается одним из самых любимых мюзиклов 1960-х годов, занимая неизменно первые места в различных хит-парадах и опросах наряду с «Моей прекрасной леди» и «Скрипачом на крыше».
В нашем издательстве роман Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» вышел в серии «Книги на все времена» с черно-белыми иллюстрациями Джеймса Махони (James Mahoney, 1810–1879). Текст представлен в изложении В. Лукьянской; это подробный пересказ, созданный в начале ХХ века специально для детей. С этой книги можно начинать знакомство детей с творчеством Диккенса. Роман способен пробудить в юных читателях самые лучшие качества – сострадание, сопереживание, милосердие, любовь к ближнему.
Чарльз Диккенс "Приключения Оливера Твиста" с иллюстрациями Дж. Махони на сайте издательства "ЭНАС-КНИГА".
Приглашаем ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ.