Найти тему

Роман Чарльза Диккенса и мюзикл «Оливер!»

Чарльз Джон Хаффем Диккенс (1812 -1870 )
Чарльз Джон Хаффем Диккенс (1812 -1870 )

Роман Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» был написан в 1837–1839 годах и тогда же был опубликован в одном из литературных журналов. Это произведение стало первым романом в английской литературе, где главный герой – ребенок. А вскоре о произведении заговорили как об одной из жемчужин не только английской, но и мировой литературы. Первый спектакль по мотивам романа появился в 1838 году, когда книга еще не была завершена! А первая экранизация «Оливера Твиста» датируется 1906 годом, ее название – «Современный Оливер Твист». Затем фильмы по мотивам книги Диккенса появлялись каждые год-два. Одних только немых фильмов на материале романа создано больше десяти! А уж когда в кино пришел звук, один за другим стали появляться фильмы и мультфильмы по мотивам этой замечательной книги. Мы, конечно, не будем рассказывать в этой статье о каждом из них. Но об одной экранизации поговорим подробно. А именно о мюзикле Лайонела Барта «Оливер!» (1960) и о созданном на его основе одноименном фильме 1968 года.

На Лондонских подмостках мюзикл «Оливер!» появился в 1960 году. Британскому композитору и либреттисту Лайонелу Барту долго пришлось убеждать потенциальных продюсеров в успешности шоу, ведь история Оливера Твиста казалась достаточно мрачной, и продюсеры не спешили поддерживать сомнительный проект. Но продюсер Дональд Олбери, услышав любительскую запись мюзикла в исполнении автора и его друзей, неожиданно поверил в будущее «Оливера» и согласился на его постановку.

Создатель мюзикла Лайонел Барт (Lionel Bart 1930-1999)
Создатель мюзикла Лайонел Барт (Lionel Bart 1930-1999)

Примечательно, что по свидетельству современников, Барт не имел полноценного музыкального образования и не владел нотной грамотой, но при этом еще в школьные годы его учитель музыки сказал родителям Барта, что их сын – будущий гений. В 1948 году, находясь на службе в армии, Барт посмотрел в кинотеатре фильм «Приключения Оливера Твиста»; картина произвела на юношу столь сильное впечатление, что он тут же поклялся другу сочинить мюзикл на основе увиденного.

Сюжет мюзикла по сравнению с романом был значительно урезан: создатели сознательно убрали из либретто многие злоключения Оливера, значительно упростили характеры персонажей. Центральной фигурой стал наставник маленьких воришек Фейгин.

Мюзикл продержался в репертуаре New Theatre (ныне Albery) более шести лет, установив своеобразный рекорд – было сыграно 2618 спектаклей (больше представлений за всю историю было в активе только у рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда»). Как вспоминали очевидцы, в день премьеры публика 16 раз (по другим данным 23 раза) вызывала актеров на сцену. А после закрытия проекта мюзикл сразу же появился в другом театре в новой версии.

Спустя несколько лет после премьеры в Лондоне американец Дэвид Мэррик выкупил права на постановку шоу, и 6 января 1963 года «Оливер!» впервые появился на Бродвее. Эта постановка также стала рекордной: мюзикл прошел 774 раза и долгое время лидировал среди британских мюзиклов, сыгранных на Бродвее. Побить рекорд «Оливера» сумела спустя много лет лишь «Эвита» Эндрю Ллойда Уэббера.

Мюзикл был настолько успешен, что просто просился на экран! И экранизация не заставила себя долго ждать: в 1968 году появился одноименный фильм. Продюсером картины выступил Джон Вулф, режиссером – Кэрол Рид. Интересно, что сценарист фильма Вернон Харрис за много лет до начала съемок сам участвовал в постановке «Оливера Твиста» на сцене и сыграл мистера Браунлоу!

Режиссер Кэрол Рид (Carol Reed 1906-1976)
Режиссер Кэрол Рид (Carol Reed 1906-1976)

Создатели экранной версии чрезвычайно ответственно подошли к кастингу, отсмотрев пробы тысяч претендентов. В результате на роль Оливера утвердили девятилетнего Марка Лестера (Mark Lester), лицо которого, по мнению режиссера максимально соответствовало внешности героя романа Диккенса. В пользу Марка сыграл и тот факт, что ранее он уже снимался в кино: в шестилетнем возрасте мальчик исполнил одну из ролей в фильме «Вперед, Франция!», а затем принимал участие в создании еще ряда картин.

Марк Лестер в роли Оливера Твиста
Марк Лестер в роли Оливера Твиста

Впоследствии Лестер сыграл десятки ролей в фильмах и сериалах, но роль Оливера Твиста навсегда осталась его визитной карточкой. Лишь спустя двадцать лет после премьеры мюзикла зрители с удивлением узнали, что вокальные партии в фильме исполнял не Лестер, а дочка дирижера оркестра, принимавшего участие в записи музыки! Тогда же стало известно, что юным «карманникам» помогал петь детский церковный хор. В 19 лет Марк Лестер ушел из кино ради карьеры врача. На протяжении многих лет он дружил с Майклом Джексоном, был крестным его детей. В свою очередь, Джексон – крестный детей Лестера.

Марк Лестер (Mark Lester род.1958)
Марк Лестер (Mark Lester род.1958)

На роль Фейгина пробовались многие звезды экрана, в том числе Лоуренс Оливье («Ребекка», «Леди Гамильтон»), Ричард Бартон («Укрощение строптивой»), Питер О’Тул («Как украсть миллион»). Но в результате роль досталась Рону Муди, который создал этот образ в первом варианте театральной версии. В его исполнении Фейгин неожиданно оказался не отпетым негодяем, а в чем-то даже потешным и комичным персонажем. За эту роль актер получил «Золотой глобус», номинацию на «Оскар» и приз на VI Московском международном фестивале.

Актер Рон Муди в роли Фейгина (Fagin)
Актер Рон Муди в роли Фейгина (Fagin)

Съемки «Оливера» начались 23 июня 1967 года и продолжались пятнадцать месяцев, а съемочному процессу предшествовали шесть месяцев ежедневных репетиций. В работе принимали участие 350 человек обслуживающего персонала и порядка пятисот актеров-танцоров, в том числе 84 мальчика в возрасте от 8 до 15 лет. Иногда Кэрол Рид заставлял актеров снимать пятьдесят и более дублей одной и той же сцены, добиваясь нужного результата и не делая скидки на юный возраст исполнителей. Возможно, поэтому дети выглядели на экране равноправными партнерами взрослых, что впоследствии не раз отмечали критики.

Кадр из фильма "Оливер!"
Кадр из фильма "Оливер!"

На съемках не обошлось и без курьезных случаев: так, для того, чтобы Марк Лестер мог заплакать в кадре, ему подносили нарезанную луковицу. Исполнитель роли Билла Сайкса Оливер Рид в течение всего времени съемок находился в гриме, из-за чего его боялся не только Марк Лестер, но и все остальные дети, снимавшиеся в картине. А бультерьеру Оливера Рида приходилось фиксировать хвост под туловищем, иначе он махал им чересчур восторженно. Фильм снимали в основном летом, поэтому во всех «снежных» сценах вместо снега использовали пенопласт, а снежки лепили из пенопласта, картофельного пюре и соли. Вспоминали участники съемок и еще одну интересную историю: режиссеру долго не нравилось выражение лица Оливера в сцене, где он смотрит на сокровища Фейгина. Кэрол Рид не мог добиться от мальчика четкого исполнения задачи и пошел на хитрость, спрятав в карман белого кролика. Когда по ходу сюжета Фейгин открыл ящик с сокровищами, режиссер достал из кармана кролика, тем самым добившись от Марка нужной реакции и успев снять ее на камеру.

Кадр из фильма "Оливер!"
Кадр из фильма "Оливер!"

Премьера фильма состоялась 26 сентября 1968 года в лондонском кинотеатре «Одеон». Картина имела оглушительный успех и начала свое триумфальное шествие по миру. Попала она и на Московский международный фестиваль, где получила несколько специальных призов.

Афиша художественного фильма "Оливер!" (1968)
Афиша художественного фильма "Оливер!" (1968)

Своим успехом картина, конечно, обязана, прежде всего, невероятной музыке, созданной Лайонелом Бартом, и адаптированной для большого экрана аранжировщиком Джонни Грином. Не случайно работа Джонни Грина также была отмечена «Оскаром». Всего же картина получила шесть наград Киноакадемии в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший художник», «Лучший звук», «Лучший композитор» и специальный приз за хореографию. Помимо этого у фильма были номинации «Лучший актер» (Род Муни), «Лучший актер второго плана», «Лучшая адаптация», «Лучший оператор», «Лучший художник по костюмам», «Лучший монтаж».

Кадр из фильма "Оливер!"
Кадр из фильма "Оливер!"

Лайонелу Барту «Оливер!» принес славу и состояние. Но вскоре ему понадобились деньги для нового проекта, и он, не раздумывая, продал права на мюзикл. Через какое-то время Барт разорился, стал принимать наркотики, много пил, влачил нищенское существование. При этом мюзикл продолжал идти во многих театрах мира. В 1994 году состоялась очередная премьера шоу в Лондоне. Его продюсером выступил Камерон Макинтош, который, опять же по иронии судьбы, ранее был участником хора и ассистентом режиссера в одном из предыдущих сценических воплощений мюзикла. Именно Макинтош оказал помощь нуждающемуся в деньгах Барту, отдав ему права на часть доходов от мюзикла. Но к тому времени здоровье Барта было сильно подорвано алкоголем и наркотиками. Да и психологически он был сломлен, ведь ничего, равного «Оливеру» композитору создать больше так и не удалось. В 1999 году Лайонел Барт скончался после тяжелой болезни.

Мюзикл же живет до сих пор. Он был и остается одним из самых любимых мюзиклов 1960-х годов, занимая неизменно первые места в различных хит-парадах и опросах наряду с «Моей прекрасной леди» и «Скрипачом на крыше».

Серия "Книги на все времена
Серия "Книги на все времена

В нашем издательстве роман Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» вышел в серии «Книги на все времена» с черно-белыми иллюстрациями Джеймса Махони (James Mahoney, 1810–1879). Текст представлен в изложении В. Лукьянской; это подробный пересказ, созданный в начале ХХ века специально для детей. С этой книги можно начинать знакомство детей с творчеством Диккенса. Роман способен пробудить в юных читателях самые лучшие качества – сострадание, сопереживание, милосердие, любовь к ближнему.

Чарльз Диккенс "Приключения Оливера Твиста" с иллюстрациями Дж. Махони на сайте издательства "ЭНАС-КНИГА".
Приглашаем ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ.