Найти тему
Арт Агрессор

У русских в Европе нет больших друзей и союзников, чем немцы

Царь Николай и кайзер Вильгельм на маневрах. Обратите внимание: Николай одет в форму немецкого адмирала, Вильгельм в форме русского адмирала.
Царь Николай и кайзер Вильгельм на маневрах. Обратите внимание: Николай одет в форму немецкого адмирала, Вильгельм в форме русского адмирала.
«С давних пор самым страшным врагом для людей был вовсе не чужеземец, а сосед» - народная мудрость, сформулированная персонажем компьютерной игры «Ведьмак».

Согласно социологическим исследованиям, в ответ на предложение назвать наиболее дружественный россиянам народ, граждане РФ на первое место ставят белорусов, на второе - прости Господи - китайцев.

Про то, что «Русский с китайцем – братья навек», это скорее от отсутствия реального опыта общения с китайцами у большинства жителей Центральной России, реальные знания заменены идеологическими установками из телевизора. Не утверждаю, что китайцы плохие, они просто ДРУГИЕ, и различия эти имеют цивилизационный характер.

С белорусами все гораздо сложнее. Они веками жили в другом государстве (Великое Княжество Литовское) и лишь в относительно короткий исторический период оказались на положении младшего брата в союзе Великой, Малой и Белой Руси. Сейчас у них спрос на национальную идентичность, следовательно, на государственность. Кровь, пролитая на полях сражений прошлого, может подняться на поверхность не в самый подходящий момент.

Другое дело немцы. Русские с немцами, жившими в разрозненных средневековых немецкоязычных странах, близкими соседями никогда не были. Отдельные искатели приключений из их числа, каких занесло в Прибалтику, быстро поняли, что с русскими надо иметь дела исключительно на взаимовыгодных условиях.

В набиравшую силы Московию поехали торговцы, мастеровые, военные инструкторы или просто наемники. В судьбоносной для правления Ивана IV Молодинской битве 1572 года в составе русской рати против крымских татар и турок сражалось 300 немецких конных рейтар.

Некоторые немцы остались здесь навсегда, кто-то голову в бою сложил, а кто-то принял православие, женился, обрусел и сделал карьеру на государевой службе, подобно казачьему полковнику Афанасию фон Бейтону, герою обороны Албазинского острога на реке Амур в 1689 году.

Массовая трудовая миграция немцев в Россию началась при Екатерине II. Тогда их появилось достаточно много, чтобы считаться одним из российских народов. И были они очень заметны и в деловой среде, и на государственной или военной службе. Посмотрите на список фамилий старших офицеров Российского Генерального Штаба накануне Первой Мировой войны, сколько там немецких фамилий.

В крови русских самодержцев немецкой крови было существенно больше. Со времен Петра Великого немецкие государства Европы рассматривались как союзники России, а Франция и Англия - как противники. И вдруг на рубеже XIX и XX веков началось формирование Антанты.

Первая мировая война стала подлинной геополитической катастрофой XX века, в результате которой прекратили своё существование четыре империи. Анти-немецкие настроения в патриотическом угаре захлестнули Россию. Либеральные газеты рассказывали всякие небылицы про царскую семью, солдаты на фронте не доверяли своим офицерам и генералам, началось формирование полковых советов, ставших альтернативным источником власти в армии.

К счастью, в начале века анти-немецкий угар сильно не укоренился в народе. На фронте были не редки случаи «братаний» массовых выходов солдат враждебных армий в нейтральную полосу между окопами с целью совместного распития спиртных напитков. Немецких военнопленных, отправленных на работу в деревню, могли уговорить остаться в России и женить: «А у нас своих немцев много и ты живи».

Всё изменилось после 12-летнего пребывания нацистов у власти в Германии. Может к 100-летнему юбилею окончания войны страсти забудутся и русско-немецкие «народные» контакты вернутся к установленному веками порядку.

Статья в тему: Немецкие колонисты против индейцев и казахов