Некоторые из обско-угорских народов до сих пор верят в реинкарнацию, по-другому - возрождение души умершего. Например, по представлениям хантов, душа умершего человека может вселиться в новорожденного ребенка. При этом переселение души происходит только среди близких родственников. Раньше процесс реинкарнации назывался нох ляксас (вверх вернуться).
Когда в хантыйской семье рождается ребенок, то к малышу приглашают умудренную опытом женщину, которая концентрирует все свое внимание на младенце и пытается "увидеть", кто из духов его охраняет и кто из усопших в него реинкарнировал.
Когда женщина опрашивает духов, она пытается приподнять люльку, в которой лежит малыш. Если ответ положительный, то люлька поднимается легко, если же нет - тяжело, словно прилипает. Кстати, часто новорожденного ханты называли именем покойного. Они верили, что вместе с душой ребенок принимает и черты характера своего предка. То есть получается, что душа умершего как бы странствует между мирами и при этом не отторгается от своего рода, словно ожидая своего часа для возрождения в теле потомка.
Несложно догадаться, что и к такому явлению как смерть этот российский народ относится довольно серьезно. Похороны у хантов своебразные, для непривыкшего человека даже пугающие.
Одежду умершего человека обязательно помечают знаками смерти - это необходимо для того, чтобы душа человека могла знать, что произошло, и в этом мире живых не задерживалась. Ведь теперь у людей - своя жизнь, а у нее - своя. Как правило, если душа здесь заплутает, усопший будет часто сниться родственникам и знакомым, а это нехорошо.
Как и большинство северных народов, погребальный наряд ханты портят. Например, делают дыру в подоле платья. Они верят: то, что в этом мире испорчено и порвано, в загробном - хорошее, целое. И наоборот.
Публикация создана по материалам сайта "Национальный акцент" (nazaccent.ru).