Не секрет, что в вахтовом методе работы ничего хорошего нет. Можно, конечно, найти разные доводы и резоны, но очевидно, что единственный жирный плюс вахт – зарплата. За романтикой, туманами и запахом тайги туда ездили комсомольцы ушедшей эпохи. Нынешнее поколение вахтовиков кардинально отличается от поколения тех, кто мотался по северам в далёкое советское время.
«Брат с Севера приехал?» и «Гоняться за длинным рублём» - выражения как раз из той, минувшей эпохи. Тогда ездили с целью – заработать на что-то такое серьёзное, вроде дома, или машины. Таких энтузиастов никакие другие обстоятельства, кроме личной заинтересованности и желания заработать большие деньги, туда не гнали. Да, была такая категория людей и в благополучные советские времена.
Но картинка всё же была немного другая: тогда ездили для того, чтобы реально заработать много денег, сейчас больше – от безысходности. И деньги уже совсем не те, за которыми охотились граждане в период развитого социализма. Раньше, когда работа была через дорогу от дома, работодателю надо было очень сильно замотивировать человека для того, чтобы он бросил дом, семью, привычную жизнь и отправился в необжитые районы нашей Родины зарабатывать деньги.
Сейчас выбор порой стоит так: или прозябать на копейки дома, или нормально зарабатывать очень далеко от него. И тут каждый стоит на распутье. Направо пойдёшь – деньги найдёшь, налево пойдёшь – коня потеряешь. Конь – понятие неактуальное. Правильнее так – семью потеряешь. Заодно можно подорвать физическое здоровье и разнести в хлам психику. Поэтому минусы вахт оказываются настолько серьёзными, что никакими северными зарплатами в плюсы их не превратишь. Мотивация одна – деньги, которые дома не заработаешь. Для кого-то это оказывается определяющим фактором. А для многих – предмет серьёзных раздумий.
Население регионов постоянно ломает голову над этой дилеммой: нормальные деньги, которые зарабатываются за тысячи километров от дома, или зарплата «среднего класса», на которую можно рассчитывать в родной загогулине.
Тут надо правильно расставить приоритеты. В конце концов, деньги – не главное в жизни. Хотя, прожить без них трудно, ибо мы не духи бесплотные. Наше тело прописано на жилплощади, за которую надо платить. Тело надо кормить, одевать, лечить. И хорошо ещё, если тело одно и оно – твоё собственное. Но, как правило, у людей имеются семьи, дети (иногда их даже много!), и свои приоритеты и желания приходится засовывать поглубже.
Дети, увы, являясь смыслом жизни, выедают эту самую жизнь вместе со смысловой составляющей, до самой сердцевины. Помимо тела, в комплект человека входят ещё душа и мозги, которым тоже вечно что-то требуется: впечатления, путешествия, развлечения, саморазвитие, образование. А за духовные ценности тоже, к сожалению, в основном, надо платить вполне реальными денежными знаками.
А они там в это время!..
Но иногда мотив «обеспечить семье безбедное существование» отходит на второй план. Жёны (мужья) вахтовиков не всегда испытывают кайф от того, что они живут практически без семьи. Вторая половина вечно отсутствует и в жизни супруга, и в жизни детей.
Сами же вахтовики постоянно живут со смутными ощущениями, что в то время, пока они в поте лица добывают за тридевять земель хлеб насущный, в семье происходят какие-то события, о которых он не знает. И вахты проходят в беспокойстве, догадках и подозрениях. Вахтовики подозревают, что семейное гнездо посещаю посторонние, замещая их на время отсутствия.
Кстати, те, кто остаётся дома, в том же самом подозревают своих вахтовиков, почему-то представляя вахту рассадником разврата и порока. На вахтах всякое, конечно, случается, но мой многолетний опыт даёт право утверждать, что возможность каких-то «романов» на вахте стремится к нулю.
На это много причин, и на данном факте я не буду останавливаться. Но так, навскидку – у вахтовика нет личного пространства. Он даже домой позвонить не может так, чтобы рядом его не перекрикивали другие желающие пообщаться с родными. Не знаю, честно, как надо исхитриться, чтобы в таких условиях завести «роман». Если только виртуальный, в промежутках между работой, походами в столовку, душем, стиркой и сном.
Я, конечно, все вахты нашей необъятной не объездила. Может, где-то как-то и по-другому. Но личный многолетний опыт говорит об обратном: на вахтах почти армейская дисциплина, регламентированное время, железный порядок и полная невозможность уединения. Как высказывался Радж Кутрапали в ситкоме «Теория Большого взрыва», объясняя про перенаселённость своей страны: «И там очень много людей! Вы не поверите – они ВЕЗДЕ!»
Помните старую песенку: «Ой, не плачьте, тётя, дядя на работе, а не с кем-нибудь в кино!» Очень подходит для ответа ревнивицам, подозревающих своих благоверных во всех тяжких.
А, если серьёзно, то именно вечная разобщённость вахтовиков с жёнами (мужьями), детьми, родителями и вообще – с семейным очагом, является причиной, по которым люди бросают погоню за «северными» зарплатами. И совершенно неважно, что происходит с теми, кто остаётся дома ждать, и с теми, которых ждут с очередной вахты.
Факт остаётся фактом – многие семьи разваливаются. Просто семья – это семья. Она задумывалась где-то свыше, как единый организм.
А единому организму нелегко существовать, если он вынужден функционировать, будучи разорван надвое огромными расстояниями. Так, как в песне: «Дан приказ – ему на Запад, ей – в другую сторону» семьёй жить получается как-то не очень.