В начале XX века был подготовлен проект организации движения в Москве скоростных электрических вагонов по специальным эстакадам. По плану, такая эстакада должна была появиться и на Красной площади. Но городские власти не рискнули реализовать на практике столь смелый проект.
Линия электрического трамвая появилась на Красной площади летом 1909 года. Давая разрешение на прокладку рельсов и проводов, власти города в первую очередь руководствовались практическими соображениями. Но немедленно вспыхнул скандал.
Против движения трамваев на Красной площади резко выступили многие деятели культуры. От имени Императорского археологического общества в городскую управу было направлено письмо.
Скандал дошёл до Санкт-Петербурга. Из столицы последовало повеление «разобраться». Градоначальнику Москвы Александру Адрианову пришлось созвать специальное совещание, посвящённое судьбе трамвая на Красной площади.
Дело приняло неожиданный оборот, когда в защиту движения трамвая по Красной площади выступили коммерсанты. Владельцы лавок и магазинов из Торговых рядов составили своё ходатайство. Они уверяли, что после ликвидации рельсов вся торговля «совершенно придёт в упадок и разорит не одну сотню лиц».
После долгих споров специальная комиссия приняла компромиссное решение: линию электрических трамваев на Красной площади оставили, но перенесли к самой кремлёвской стене.
Второй раз вопрос о ликвидации трамвайного движения по Красной площади остро встал в 1924 году. Большевики начали строительство Мавзолея. Но в итоге рельсы разбирать не стали.
В 1930 году движение трамваев по Красной площади всё-таки прекратилось. Красная площадь была нужна для грандиозных парадов. Поэтому в сторону перенесли даже памятник Минину и Пожарскому.