"Музыку нельзя назвать иначе, как сестрой живописи,
ибо она есть предмет слуха, второго чувства после зрения…
Но живопись превосходит музыку и повелевает ею,
потому что не умирает сразу же после своего
возникновения, как несчастная музыка".
(Леонардо да Винчи)
"Хорошая живопись - это музыка, это мелодия"
(Микеланджело Буонарроти)
У младенца нет еще физического разделения на органы чувств. Все вокруг звучит, пахнет, ощущается, пробуется на вкус одновременно. Все, что он видит. Эта неразделенность может сохраниться и во взрослом возрасте. Называется она синестезия.
Распространенная форма синестезии — это объединение звуков и цветов. Цветной слух. Цветомузыка.
Все виды искусства имеют общие корни - происхождение из синкретизма (то есть этапа их нераздельного сосуществования, например, в ритуале). Когда-то давно они выполняли одну из функций, необходимых для воспроизведения обряда. Но обряды ушли в прошлое, а искусства разделились.
Звуки – это гармонические колебания, частоты которых относятся как целые числа и вызывают у человека приятные ощущения (консонанс). Близкие, но отличающиеся по частоте колебания вызывают неприятные ощущения (диссонанс). Звуковые колебания со сплошными спектрами частот воспринимаются человеком как шум. (шум, кстати, тоже имеет свои цвета, но об этом в другой раз).
Основной единицей, которой можно измерить все структуры музыкального языка, является полутон (наименьшее расстояние между двумя звуками). Простейший и основной из них — интервал. Интервал обладает своей окраской и выразительностью, зависящий от его величины. Из интервалов складываются и горизонтали (мелодические линии), и вертикали (аккорды) музыкальных построений. Именно интервалы являются той палитрой, из которой и получается музыкальное произведение.
Что же мы имеем?
— каждая нота имеет свою частоту
— каждый монохроматический (чистый) цвет определяется своей длиной волны, и соответственно имеет частоту равную скорость света/длину волн
— нота находится на определённой октаве. Чтобы поднять ноту на одну октаву вверх, её частоту надо умножить на 2. Например, если нота Ля первой октавы имеет частоту 220Hz, то у Ля второй октавы частота будет 220×2 = 440Hz.
Если мы будем идти всё выше и выше по нотам, то заметим, что на 41 октаве частота будет попадать в спектр видимого излучения, который находится в диапазоне от 380 до 740 нанометров (405-780 THz). Вот тут мы и начинаем сопоставлять ноту определённому цвету.
Теперь наложим эту схему на радугу. Окажется, что все цвета спектра укладываются в эту систему.
Оказалось то, что весь видимый человеческим глазом спектр помещается в одну октаву от Фа# до Фа. Следовательно тот факт, что человек выделяет в радуге 7 основных цветов, а в стандартной гамме 7 нот — это не просто совпадение, а взаимосвязь.
Красный – м2 и б7 (малая секунда и большая септима), в природе сигнал опасности, тревоги. Звучание этой пары интервалов жесткое, резкое.
Оранжевый — б2 и м7 (большая секунда и малая септима), более мягкий, меньший акцент на тревогу. Звучание этих интервалов несколько спокойнее, чем предыдущего.
Желтый — м3 и б6 (малая терция и большая секста), прежде всего ассоциирующий с осенью, ее грустным покоем и всем, что с этим связано. В музыке эти интервалы — основа минора, лада, который чаще всего воспринимается как средство выражения печали, задумчивости, скорби.
Зеленый — б3 и м6 (большая терция и малая секста), цвет жизни в природе, как цвет листвы и травы. Данные интервалы — основа мажорного лада, лада светлого, оптимистического, жизнеутверждающего.
Голубой и синий — ч4 и ч5 (чистая кварта и чистая квинта), цвет моря, неба, простора. Интервалы звучат таким же образом — широко, просторно, немного как бы в «пустоте».
Фиолетовый — ув4 и ум5 (увеличенная кварта и уменьшенная квинта), самые любопытные и загадочные интервалы, они звучат совершенно одинаково и различаются только по орфографии. Интервалы, через которые можно уйти из любой тональности и прийти в любую другую. Они дают возможность проникнуть в мир музыкального космоса. Их звучание необыкновенно таинственно, неустойчиво, требует дальнейшего музыкального развития. Оно точно совпадает с фиолетовым цветом, таким же напряженным и самым неустойчивым во всем цветовом спектре. Этот цвет вибрирует и колеблется, очень легко переходит в цвета, его составляющие — красный и синий.
Белый — октава, диапазон, в который вписываются абсолютно все музыкальные интервалы. Она воспринимается как абсолютный покой. Слияние всех цветов радуги дает белый цвет. Октава выражается числом 8, кратным 4. А 4, по пифагорейской системе, символ квадрата, завершенности, окончания. (К. Малевич, кстати, подписывался маленьким квадратом)
Прямая линия соответствует неизменному звуку, а ее поворот – его изменению. Чем круче поворот, тем больше изменение; плавный поворот – плавное изменение, фиксированный – резкое изменение.
Поворот на прямой угол, в музыке это должно быть изменение на пол-октавы, такой интервал называется квартой, и в цвете это соответствует дополнительным цветам, например, красному и зеленому.
Ритм линий. Равенство частей вызывает более сильное впечатление, чем неравенство, где одно подчинено другому, аналогично, четность сильнее нечетности.
Любопытный факт. Как известно, максимумы спектральной чувствительности цветовых рецепторов глаз – колбочек – приходятся на длины волн 420, 534, 564 нм, а черно-белых палочек – на длину волны 498 нм. Соответствующие им музыкальные тона оказываются разделенными интервалами, которые совпадают с музыкальными интервалами: 3, 4 и 5 полутонов. В музыкальной терминологии это малая терция, большая терция, кварта – так называемые благозвучные интервалы.
Древнеиндийская философия связывает ступени звукоряда (do, re, mi, fa, sol, la, ti) с зеленым, красным, золотым, ярко-желтым, черным и желтым цветом. В четвертом столетии до нашей эры Аристотель обдумывал связь между визуальными цветами и музыкой в своем De Sensu. В семнадцатом столетии сэр Исаак Ньютон зашел настолько далеко, что начал математически связывать цвета призмы от красного до фиолетового с нотами C, D, Eb, F, G, A и Bb
Ну и конечно же, Пифагор! Он вообще был уверен, что мир начался со звука 1 струны.
Все - суть энергия. Все - суть волна...
Музыка обычно вызывает у нас мысли и чувства, рождает воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа или сцены из жизни. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у художника и сама картина звучит мелодией.
Потому что звук - это цвет, а цвет - это звук.
Спасибо,
Мария Иванова