Найти тему
МИСП блог

Династия Савиновых: Екатерина Сухарева и художники о семье Савиновых для выставки "Перекличка эпох"

Художественная династия Савиновых представлена четырьмя поколениями.
В творчестве целой династии петербургских художников отразилась совокупность направлений в изобразительном искусстве всего XX века. Основатель династии Александр Иванович Савинов (1881-1942), выдающийся живописец и график, был участником выставок ключевых дореволюционных художественных объединений: «Мир искусства»,«Союз русских художников», «Новое общество художников». Его творческий путь начинался в Саратове, где он закончился Боголюбовское рисовальное училище, а затем решил продолжить обучение в Петербурге.

В 1903 г. Александр Савинов поступает в мастерскую Ильи Ефимовича Репина. Мастерская была заполнена желающими учиться именно у знаменитого художника, и в связи с большой загруженностью Репин попросил Дмитрия Николаевича Кардовского вести часть классов. Именно Кардовский стал учителем Александра Ивановича Савинова и большим другом на всю жизнь.

Ранний этюд А.И. Савинова, написанный в мастерской Кардовского   
«Цыганка. 1904 г»
Ранний этюд А.И. Савинова, написанный в мастерской Кардовского «Цыганка. 1904 г»

Годы идут, Александр Савинов становится достаточно яркой общественной фигурой в Высшем художественном училище при Академии и участвует в студенческих митингах, на которые был богат бурный 1905 год. Во избежание отчисления из Академии Александру Савинову было рекомендовано ненадолго покинуть страну.
Александр Иванович отправляется во Францию, где проходит обучение в Академии Коларосси, и знакомится с актуальными направлениями во французской живописи. По возвращении в Россию он едет в Саратов.
Там живописец начинает работу над эскизами для конкурсной картины на звание художника «Купание коней на Волге. 1907 год», которая сейчас находится в запаснике Государственного Русского музея.
Это масштабное горизонтальное полотно, примерно 4 метра в длину и более 2 метров в высоту.

«Как будто на тебя налетел степной ветер, и эта свежесть воды, брызги, радость и крепость – были ошеломляющими, сильными, мощными и такими настоящими,» - делиться своими впечатлениями Лора Малышева, живописец и эмальер.

В работах Александра Савинова на начальном этапе его творчества сказывалось влияние символизма и живописных приемов Михаила Врубеля. Но при этом в своих произведениях Александр Савинов воплотил представление о гармоничном идеальном мире.
Знаменитыми современниками и друзьями по цеху художника были знаменитые мастера: Виктор Борисов-Мусатов, Александр Матвеев, Кузьма Петров-Водкин.
Среди своих коллег Александр Иванович завоевал звание "умиротворенного Врубеля".

«У Врубеля свой был образ духа, который он выразил необычайно мощно. У Александра Ивановича был свой дух, другой по характеру.
Он стремился передать образ красоты, и пластические, чувственные элементы, формирующие его творчество – они по силе и характеру своему рядом со Врубелем,
» - говорит Алексей Талащук, народный художник РФ.

Используя многолетний опыт изучения фресок и русской церковной стенописи, Александр Савинов привнес в станковую живопись черты монументального искусства. Современников поражало трудолюбие Александра Савинова, к примеру за 1907 год он написал несколько полотен, впечатляющих своими масштабами. Среди них картина - «На барке. В старые годы».

А.И. Савинов "На барке. В старые годы" 1907 г.
А.И. Савинов "На барке. В старые годы" 1907 г.
«Изучая древнерусскую живопись и искусство он получил заказ на роспись одной церкви под Харьковом. Архитектор А. Щусев пригласил его для выполнения росписи. Об этом Александр Иванович в своих воспоминаниях говорил: " Наконец монументальная живопись требует декоративного понимания". Поскольку это стенная роспись, она требует определённого понимания изобразительного языка» - Алексей Талащук.

В 1920 годы воодушевленный революционными преобразованиями в стране Александр Савинов раскрылся как оригинальный художник нового времени и талантливый педагог. С 1922 г. Александр Иванович стал преподавать в Академии художеств в Петрограде. В этот же период,
в 1930-е годы, он начал работу над ключевым произведением в своем творчестве, в котором стремился отразить высокий стиль эпохи - работой "В парке культуры".

«Массив живописи огромнейшего холста настолько целен, что это невероятно. С первого взгляда сложно понять дерево ли перед нами, фигура, небо, предмет или иная деталь. Все становится единым целым, формируя цельный образ и особенную мощь холста» - Алексей Талащук, народный художник РФ.
А.И. Савинов "В Парке культуры" 1937-1942 гг.
А.И. Савинов "В Парке культуры" 1937-1942 гг.

Монументальное полотно «В парке культуры. 1937-1942» великолепно передает дух времени, атмосферу всеобщей радости и эмоционального подъёма. Массовая сцена выстроенная словно театральная декорация, изображение композиционно развёрнуто на гигантском поле холста, при этом подчеркнута доминирующая роль центральных фигур и их значимость в происходящем празднике. В совокупности персонажи создают выразительный образ места и времени происходящего действия. К этому произведению Савинов написал более двадцати этюдов, каждый из которых представляет собой самостоятельное художественное произведение.

Появившийся на свет в 1915 г. сын Александра Савинова Глеб в середине 1930-х годов решил последовать примеру отца и стать живописцем. Творчество и сама личность отца, первого и главного учителя, оказали сильнейшее воздействие на формирование Глеба как художника. В своем творчестве Савинов-младший концентрировался на создании сюжетно-тематических картин, отражавших современную ему жизнь, но интерпретированную в особом романтическом ключе.

«Я никогда не видела Александра Ивановича, потому что он умер в 1942 году от голода в блокадном Ленинграде. Но в нашей семье его образ всегда был образом почти святого, преданного служителя искусству, даже внешне очень библейского,» - рассказывает Екатерина Сухарева, правнучка А.И. Савинова, художник декоративно-прикладного искусства. Член Союза художников России.

Великая Отечественная война трагическим образом отразилась на судьбе Савиновых. Александр Иванович принимал личное участие в эвакуации коллекции Эрмитажа в блокадные дни. Несколько дней и ночей, лежа на полу, он бережно отделял холсты Рембрандта от подрамников и упаковывал их для эвакуации. Зимой 1942 года он умер.
Некоторые из его живописных работ в блокаду оказались утрачены.

Глеб Александрович Савинов прошел войну в составе Балтийского флота. Сразу после победы он вернулся к творческой деятельности, а впоследствии счет своим долгом вслед за отцом начать преподавательскую карьеру.

«Он для нас был гигантским авторитетом. Незыблемым авторитетом и как человек, и как живописец. Он любил своего отца, его живописные приемы, и со временем он преобразовал их уже в приемы свои собственные, которыми щедро делился с нами, своими учениками» - вспоминает Светлана Пономаренко, живописец? заслуженный художник РФ. Выпускница ЛВХПУ им. Мухиной.

«Имя Глеба Александровича Савинова – это "высокое" имя, он был одним из тех, кто создал кафедру монументально-декоративного искусства в училище Мухиной. Он был одним из тех людей, которые очень серьезно и настойчиво, ответственно относились к тому, как формировалась школа. Глеб Александрович был продолжателем тех традиций и идеалов, которым посвятил жизнь его отец, Александр Иванович. Он был преподавателем Академии, учителем и художником одновременно, а это редчайшее качество» - Алексей Талащук, народный художник РФ.

Глеб Савинов и его супруга Ольга Богаевская представляют художественную эпоху второй половины XX века, начиная с 1950-х годов. Каждый из них был самобытным живописцем и яркой творческой индивидуальностью, оставившей обширное наследие.

«Глеб Александрович и Ольга Борисовна - это абсолютно удивительные люди и удивительная пара. Они вместе учились, поженились и у них родились двое прекрасных детей» - Светлана Пономаренко, живописец. Заслуженный художник РФ. Выпускница ЛВХПУ им. Мухиной.

«Это удивительная магия цифр их жизни. Даты их рождения совпадают фактически всеми цифрами. Он (Глеб Александрович) родился 27 сентября 1915, она (Ольга Борисовна) - 27 октября 1915 года и умерли они с разницей в 25 дней, и лежат они в одной могиле. Это был особенный, магический союз и в искусстве, и в жизни. Удивительная история любви и совместной работы, но я могу про них сказать: они были ужасно разные,» - Екатерина Сухарева, правнучка А.И. Савинова, художник декоративно-прикладного искусства. Член Союза художников России.

Ольга Богаевская училась в Академии художеств в мастерской известного московского художника Александра Осьмёркина. Именно он привил Богаевской стремление к живописной непосредственности и разработке пластических свойств цвета.

«Ольга Борисовна окончила Академию блестяще, лучшая студентка Осьмёркина, который говорил о ней: "Олечка светлый глаз"» - Екатерина Сухарева, правнучка А.И. Савинова, художник декоративно-прикладного искусства. Член Союза художников России.

Ведущее место в творчестве Богаевской занимают образы детей, являвшихся воплощением жизненной красоты и естественности.

«И, конечно, самое главное — это любовь, дети и каждодневный труд.
Сейчас (прим. - во время интервью) мы сидим в мастерской дедушки (Глеба Савинова), через маленький коридор находилась мастерская бабушки (Ольги Богаевской), они жили в атмосфере постоянной работы"
- Екатерина Сухарева, правнучка А.И. Савинова, художник декоративно-прикладного искусства. Член Союза художников России.

Представленные на выставке работы позволяют проследить становление центральной для Ольги Богаевской темы – семьи, как сосредоточения вселенской гармонии.

О.Б. Богаевская "В мастерской" 1985 г.
О.Б. Богаевская "В мастерской" 1985 г.

«Она была всегда на виду и легко работала. В ее мастерскую могли заходить дети. Дедушкина мастерская всегда была закрыта и в нее он никогда не пускал. Это было такое отдельное таинство. Они оба относились к работе с невероятной отдачей и серьезностью, но бабушка как-то по-женски это делала более весело, наверное,» - рассказывает Екатерина Сухарева, правнучка А.И. Савинова, художник декоративно-прикладного искусства. Член Союза художников России.

«Ольга Борисовна очень талантливая художница и мне ее работы очень нравились. Для того, чтобы получить звание надо было же сделать какие-то телодвижения. А она была человеком скромным, благородным и интеллигентным. Эта возня ее не касалась, но она прекрасно понимала свою ценность как художника,» - Лора Малышева, живописец, эмальер. Выпускница ЛВХПУ им. Мухиной.
О.Б Богаевская "Танец" 1978 г.
О.Б Богаевская "Танец" 1978 г.
«Работа "Танец" Ольги Борисовны Богаевской, это такой знаковый холст, прошедший в советские годы по большому количеству советских изданий, и одновременно яркое воплощение детской темы. Девочка беленькая, переодетая в цыганку – это я, это абсолютно реальная история. День рождения у меня в Новый год и на праздник приглашали много детей. Моя мама (Наталья Савинова)каждый год устраивала карнавалы и в тот год я была переодета в цыганку.
Я всегда была моделью для работ моих бабушки, дедушки и мамы. Очень много работ, которые называются "Катя", и для выставок их названия иногда приходится менять на "девочка".
Надо сказать, что позировать для ребенка большое испытание и я не очень это любила»
- Екатерина Сухарева, правнучка А.И. Савинова, художник декоративно-прикладного искусства. Член Союза художников России.

«Я очень часто у них бывала, и это была такая удивительная семья, с настоящими традициями русских художников. В их доме всегда было очень интересно, там собиралось множество замечательных людей. Мы много разговаривали с Глебом Александровичем и Ольгой Борисовной. Мастерская была просто потрясающе красивой, но Глеб Александрович не очень любил к себе пускать» - Лора Малышева, живописец, эмальер. Выпускница ЛВХПУ им. Мухиной.

Искусство Глеба Александровича явилось выражением очень личностного взгляда на окружающую жизнь и знаменовало собой наступление нового периода послевоенной советской живописи.
Мир в трактовке автора всегда предстает перед нами светлым и душевноясным. Виды Ленинграда не по-парадному красивы, они наполнены сложными эмоциональными подтекстами.

«Он (Глеб Савинов) много преподавал и вырастил большое количество учеников. Он стоял у истоков основания кафедры, огромной серьезной кафедры монументальной живописи в нашей Мухинской Академии.Глеб Александрович был сыном Александра Ивановича Савинова, и посвятил жизнь сохранению памяти и продолжению традиций отца-художника. Он сам стал педагогом, потому что считал, что педагогическая деятельность равна в своем роде святому служению» - Екатерина Сухарева, правнучка А.И. Савинова, художник декоративно-прикладного искусства. Член Союза художников России.
Г.А. Савинов "В мастерской художника" 1958 г.
Г.А. Савинов "В мастерской художника" 1958 г.
«Опыт приобретался постепенно. В отношениях с педагогами, в отношениях со студентами. И вот появились студенты, которых я уже вела. Глеб Александрович в ту пору заболел и часто бывал на даче, чтобы улучшить свое здоровье. И мы к нему все время ездили. Мы ходили с ним на озера, рисовали. Ольга Борисовна была счастлива, когда голодные студенты приезжали в Юкки, она готовила еду на всех и на веранде все обедали» - Светлана Пономаренко, живописец. Заслуженный художник РФ. Выпускница ЛВХПУ им. Мухиной.
О. Б. Богаевская "Натюрморт с птичкой" 1980 г.
О. Б. Богаевская "Натюрморт с птичкой" 1980 г.
«Я тоже часто бывала у них в Юкках. Дача была прекрасной.
Во-первых, само место было великолепным, очень красивым: огромные деревья, деревянный дом, веранда, на которой они все время писали, и все это было очень интересно
» - Лора Малышева, живописец, эмальер. Выпускница ЛВХПУ им. Мухиной.

«Среда, которую создавал Глеб Александрович и Ольга Борисовна, была очень профессиональной, настоящей, искренней и вбирала в себя все то, что, как мне кажется, человеку всегда необходимо. Когда ты окунаешься в атмосферу истинной правды, любви, нежности, что было ужасно хорошо видно, это не может оставить равнодушным» - Екатерина Сухарева, правнучка А.И. Савинова, художник декоративно-прикладного искусства. Член Союза художников России.

Наталья Савинова дочь Глеба Савинова и Ольги Богаевской, выбрала отличный от двух предыдущих поколений семьи путь в искусстве.
Она стала ярким представителем ленинградской школы керамики.
Ее становление как художника совпало с глубокими переменами в культуре, происходящими в 1970-е годы.

Наталья Савинова "Часы. Лето" 2005 г.
Наталья Савинова "Часы. Лето" 2005 г.
«Дело в том, что в это время очень сильное давление оказывалось на классическое искусство: на архитектуру, на скульптуру, графику, живопись. А керамика была, если можно так сказать, "прикладнухой", и на нее как-будто смотрели сквозь пальцы. И поэтому родились новые веяния именно в этом виде искусства. Это было активное, мощное движение, которое предназначалось для людей посвященных и интересующихся, и действительно было как глоток свежего воздуха в сером мраке. У художников-керамистов была идея создания нефункциональной керамики, то есть керамики как материала для создания скульптуры, рельефа, как материала, позволяющего тебе выявить твои творческие соображение и взгляд на мир,»- Екатерина Сухарева, правнучка А.И. Савинова, художник декоративно-прикладного искусства. Член Союза художников России.

Наталья Савинова великолепно раскрыла свой талант в этом жанре.
Она смело превращала керамические вазы и сосуды в портреты и даже пейзажи, не боясь трансформаций. А из отдельных фигур компоновала камерные жанровые композиции.

Наталья Савинова "Крым" 1988 г.
Наталья Савинова "Крым" 1988 г.
«Наталья Савинова, замечательный ленинградский художник, сумевший создать свой проникновенный, лиричный, нежный мир.
Ее герои проникнуты добрым чувством, единением, ее произведения очень деликатно объединяют декоративно-прикладное искусство керамики и искусство скульптуры
» - Марина Стекольникова, искусствовед, заместитель директора МИСП.

Екатерина Сухарева
Екатерина Сухарева
«Я вообще была послушной девочкой.
Вот мне сказали: "Будешь, Катя, рисовать". Ну, Катя пошла рисовать. Сначала я пошла в среднюю художественную школу при Академии художеств, но академическим художником мне совсем не захотелось становиться, но потом я, благодаря всем этим выставкам, увидела как все художники живо и весело живут, и мне так понравилось
» - Екатерина Сухарева, правнучка А.И. Савинова, художник декоративно-прикладного искусства. Член Союза художников России.

Элементы жанра вводит в искусство керамики и дочь Натальи Савиновой Екатерина Сухарева. Однако, ей, в отличии, от матери, присуща склонность к аллегорическому рассказу, к изобразительной метафоре.
В скульптурных жанровых композициях наиболее полно и ярко проявляется стремление Екатерины Сухаревой к театральной зрелищности.

Екатерина Сухарева "Театр" 2018 г.
Екатерина Сухарева "Театр" 2018 г.

«Дело в том, что материал наш, глина…из него можно сделать все. Из глины можно сделать зуб, унитаз, дом построить и космическую ракету тоже можно сделать из керамики, и все это будет работать. Другого материала, имеющего такие невероятные возможности, трудно себе представить. Поэтому…Ну, и Бог, опять же, слепил человека из глины,» - Екатерина Сухарева, правнучка А.И. Савинова, художник декоративно-прикладного искусства. Член Союза художников России.

Следуя лучшим традициям семьи Савиновых, художница объединяет в своих работах тонкое понимание современности с романтическим взглядом на реальную жизнь.

«Я родилась в этом доме и живу здесь всю свою жизнь. И, в общем, ничего в нем практически не поменялось. Это огромное счастье и необыкновенный случай, потому что мало у кого в жизни бывало так, когда человек родился там, где он и живет всю свою жизнь, особенно сейчас. Мои ощущения и воспоминания детства - это полосы солнца на полу, вид из окна, летающие вокруг птицы. И это всегда со мной. Это мои стропила, моя база, моя жизнь» - Екатерина Сухарева, правнучка А.И. Савинова, художник декоративно-прикладного искусства. Член Союза художников России.
Екатерина Сухарева "Первый взгляд" (Из серии "Воображаемая жизнь ангелов") 2018 г.
Екатерина Сухарева "Первый взгляд" (Из серии "Воображаемая жизнь ангелов") 2018 г.

«Дети и внуки Ольги Борисовны и Глеба Александровича унаследовали не только теплое отношение, но и особый мир, где все любят друг друга, помогают и все связаны добротой, радостью и счастьем» - Лора Малышева, живописец, эмальер. Выпускница ЛВХПУ им. Мухиной.

«Глеб Александрович боготворил своих детей, а потом уже и свою внучку, а потом и правнучку. Все они – это, действительно, настоящая династия Савиновых. И вот выросли дети, все они стали художниками и, я думаю, они вобрали в себя очень много от Ольги Борисовны и Глеба Александровича. Впитали в себя теплое отношение к тому, что ты изображаешь, что если ты принимаешь цвет, то цвет соотносится с формой » - Светлана Пономаренко, живописец. Заслуженный художник РФ. Выпускница ЛВХПУ им. Мухиной.

Семья Савиновых - это уникальная династия художников, в творчестве которых мы наблюдаем отражение сразу нескольких исторических эпох : дореволюционной провинции, революционного Петрограда, академического Ленинграда и художественной жизни России начала XXI века. Отрадно, что в лице художников, представленных на экспозиции «Перекличка эпох» наглядно прослеживается творческая преемственность поколений.