Что за слово волшебное доносится со всех сторон сегодня?Оптимизация. Что под ней понимают в теории? Процесс максимального повышения выгодных характеристик и соотношений (например, оптимизация производства и его процессов) и минимизации расходов. Чем это оборачивается конкретно в нашей стране? Гипертрофированной и порой ненужной, но очень радостной экономией.
Мы дооптимизировались в этом смысле уже до того, что гэп
в экономическом развитии угрожает коллапсом, который переживает
с начала века Венесуэла. Эта страна — такой образец нефтяной интоксикации: триллион, заработанный на нефтяном экспорте, изоляция от иностранного капитала, отток кадров за границу, дорогостоящие социальные программы и популизм власти. Автократия на плечах военных, зависимость от экспортной компоненты, сомнительные или даже нелегальные операции правящих элит.
Знакомая картинка, да? В миниатюре.
А у нас выкладывают плитку, закатывают ямы на дорогах и доводят
до совершенства систему одного окна в Москве. Экономика забыла,
что такое развитие, сойдя с этих рельсов бог уже знает когда. Происходящее напоминает мне кино про людей, которые садятся в лодку без весел и без движка. Они плывут по течению и с пеной у рта доказывают, что плывут туда, куда им хочется. Они орут, какие
они молодцы и руками тормозят на поворотах быстрой реки с порогами. На самом деле нет! Нас таки несет по течению. И несет в ту же сторону примерно, что и Боливарианскую республику.
Хватит параноидально сечь косты. Экономика — это такая история,
для которой деньги — инструмент. Должны быть те, кто берет его
и реализовывает проекты, а не кричит, что все пропало, режет зарплаты, закупки, прессует поставщиков и своих сотрудников.
Это человеческий фактор, замкнутый круг, который, пусть не быстро,
но должен где-то разрываться.