Первым авианосцем в мире стал британский Ark Royal, который был принят на вооружение в 1915 году. С тех пор крупные державы осуществляли попытки построить собственный корабль подобного типа. Но были и такие проекты, где вместо судна морского использовали судно воздушное.
"Звено" - так назывался проект первого воздушного авианосца в СССР, целью которого являлась защита бомбардировщиков в воздушном бою и увеличение дальности полета истребителей И-4 и И-16 путем крепления к крыльям и фюзеляжу самолета-носителя."
Начиная с 1931 года разрабатывался советским инженером Владимиром Вахмистровым.
Первый образец "Звено-1" базировался на бомбардировщике ТБ-1, на крыльях которого при помощи металлической конструкции из труб разместили два биплана.
В последующих моделях "носитель" заменили на более мощный четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3, позволявший нести уже несколько истребителей. В экспериментах варьировались как различные истребители (использовали И-5, И-Z, И-16), так и их количество (от 2 до 8) и способы сцепления (на земле и в воздушном пространстве).
Управление комплексом из нескольких аппаратов требовало исключительного профессионализма, поэтому для испытаний приглашались лучшие летчики-испытатели, такие, как Чкалов и Стефановский.
Окончательный проект "Звено-СПБ" был принят на вооружение в 1938 году. Комплекс включал в себя ТБ-3 и два моноплана И-16.
Носитель в виде ТБ-3 позволял двум истребителям И-16 носить две 250-кг бомбы.
Характеристики
Взлётная масса (с истребителями) 22 тонны
Дальность полета 2500 км
Максимальная скорость 268 км/ч
Впервые в бою "Звено-СПБ" поучаствовал 26 июля 1941 года и смог разбомбить нефтехранилище в румынском городе Констанце.
"Звено-СПБ" применялись до 1942 года включительно, тогда они совершили 30 вылетов.
"Звено-СПБ " прозвали "Воздушным цирком Вахмисторова" за забавный вид трио самолетов и виртуозное маневрирование ими.
Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подписывайтесь на мой канал! Всем спасибо!