Грунтовое покрытие от асфальтового отличается тем, что на нём встречаются ямы, промоины, всякие разные неровности. Соответственно автомобиль, преодолевая их, чаще всего подбрасывает, так или иначе, он на короткое время теряет сцепление с дорогой. Так как машина - не самолет и может управляться только при движении по поверхности, в тот момент когда колеса отрываются и находятся в воздухе, она теряет связь с дорогой и прекращает управляться.
Основы езды по грунтовой дороги сводятся к тому, чтобы машина как можно больше ехала по грунту и как можно меньше летела. Если вы видите яму, желательно ее объехать, если есть такая возможность.
Секреты внедорожной езды по неровным грунтовым дорогам.
Смотреть не под нос, а вперед и видеть препятствие значительно раньше, чем оно приедет вам под передние колеса. Когда вы его увидели, надо спрогнозировать как поведет себя автомобиль, не надо крутить рулем резко, быстро или работать педалями. Нужно заблаговременно выполнить плавный манёвр и эту яму объехать.
Ямы бывают трёх типов :
- Обычная небольшая яма по размеру колеса глубиной до 20 см. Самый простой вариант - не сбрасывая газу, объехать. Если идёт серия таких мелких ям, - надо нажать на газ, и тем самым подвеска будет проскакивать через ямы, идти по верхам оставшейся дороги между ям, при этом она, конечно, не будет управляться, вы не сможете в этот момент повернуть на 90 градусов, но, наверное, на серии ям это и не нужно, но по прямой вы проедете.
- Яма в пол машины, шириной больше, чем ширина автомобиля, глубиной до полуметра. Эту яму ходом проходить не стоит. Крайне редко такие ямы встречаются серийно. В этом случае лучше всего оттормозиться и пройти аккуратно. Иначе, если нет навыков преодоления таких ям, можно с вероятностью 100% повредить подвеску или разбить что-то в салоне. А это как бы не наш метод, мы всё-таки путешествуем на дальние расстояния.
- Реальный овраг. Тут однозначно надо тормозить до полной остановки, если не получается -тормозить двигателем, тормозить педалью тормоза, с юзом, как нибудь, главное при торможении перед таким препятствием - не выставить машину боком. То есть, если вдруг понятно, что вы уже опоздали и летите туда, лучше "распустить", как говорят спортсмены, машину и прыгнуть носом. Ни в коем случае не надо боком. Сваливаться в яму боком нельзя. Всегда лучше прыгнуть мордой, поскольку, во-первых, машина в длину длиннее, чем в ширину и перевернуть через морду ее сложно. Есть, конечно, выдающиеся элементы, которые это делают, но это, опять же, на соревнованиях. Во-вторых, всё-таки подвеска любого автомобиля рассчитана на сильный удар именно спереди, не сзади, не сбоку, а именно спереди, поэтому с большей вероятностью она выдержит. Конечно вы можете повредить радиаторы, которые спереди стоят, но так или иначе, это не повлечет уничтожение автомобиля, возможен ремонт и потом дальше движение. Таким образом, перед оврагом нужно тормозить и объезжать его.
Комфортная скорость движения по неровным грунтовым дорогам.
Хорошая машина с подготовленной подвеской до 100 км/ч совершенно спокойно может ехать по такой дороге, и ничего плохого, в общем, происходить не будет, можно ехать бесконечно долго.
Давление в шинах при езде по неровным грунтовым дорогам.
Имеет смысл снижать немного давление в шинах. От давления зависит пятно контакта, снижая давление, мы увеличиваем пятно и снижаем ударную нагрузку на подвеску, колесо начинает гасить все удары и, тем самым, ехать удобнее и комфортнее. Конечно, если есть возможность, если в разумных пределах, то надо снижать, но надо реально понимать, что в поворотах полуспущенное колесо будет подламываться, и машина, прежде чем повернуть, сначала выработает весь этот ход, свободный за счет полуспущенной покрышки, и нужно перед заходом в поворот это понимать и помнить.
Уровень снижения давления зависит от рельефа. Для передвижения по грунтовой дороге оно должно составлять 1,3 - 1,7 бар. При езде по грязи и другим сложным рельефам, снизить давление следует больше - от 1,03 до 1,38 бар.