Найти в Дзене

"Республика не нуждается в химиках". Жизнь Антуана Лавуазье

26 августа 1743 года родился великий французский ученый Антуан Лоран Лавуазье.
Папа у него был видный адвокат, и сына он тоже видел адвокатом. Однако сын сумел вместе с юриспруденцией изучать астрономию, математику, ботанику, геологию и прочие естественные науки.
В 22 года Лавуазье пишет работу «О лучшем способе освещать улицы большого города». Для того, чтобы лучше войти в тему и различать

26 августа 1743 года родился великий французский ученый Антуан Лоран Лавуазье.

Папа у него был видный адвокат, и сына он тоже видел адвокатом. Однако сын сумел вместе с юриспруденцией изучать астрономию, математику, ботанику, геологию и прочие естественные науки.

В 22 года Лавуазье пишет работу «О лучшем способе освещать улицы большого города». Для того, чтобы лучше войти в тему и различать минимальные оттенки освещения, он 6 недель проводит в темной комнате – ни один юрист, наверное, на это не пошел бы.

В возрасте 25 лет Лавуазье уже достиг высокого положения. В науке он избирается во Французскую академию в звании адъюнкта (это типа современного доцента). А относительно того, как он будет зарабатывать на жизнь – тоже все отлично. В те времена во Франции существовала система, при которой часть налогов (например, таможенные налоги, налоги на вино, налоги на соль) собирались не непосредственно государством, а специальными людьми – откупщиками. То есть, государство продавало на торгах право взимать ряд налогов частным лицам (компаниям) на 6 лет, эти лица сначала платили деньги за право получить эксклюзив на регион, потом платили депозит в госбюджет, а потом собирали налоги (кто как сможет) и получали процент со сданной государству суммы (плюс еще зарплату от государства, но это уже мелочь). Таким образом, крупный откупщик становился кем-то вроде налоговой инспекции, службы приставов и коллектором в одном лице, содержал штат налоговиков, охрану, юристов, зарабатывал очень хорошие деньги (потому что можно было договариваться на своей территории с налогоплательщиками), и был ненавидим всеми окружающими. Представьте себе, что вы держите бар где-нибудь в Искитиме, и к вам приходят крепкие ребята от директора Института ядерной физики Сибирского отделения Академии Наук с проверкой, есть ли у вас акцизные марки на алкоголь. Вот таким и был Лавуазье. Конечно, сначала он был пайщиком (мелким совладельцем) откупщика, а когда тот откупщик умер, стал откупщиком самостоятельно. Поэтому с деньгами у него было все хорошо, хотя и времени эта работа отнимала очень много.

Картина Питера Брейгеля младшего про сборщика налогов. Страна другая, но методики похожие.
Картина Питера Брейгеля младшего про сборщика налогов. Страна другая, но методики похожие.

Надо сказать, что Лавуазье, конечно, отличался от прочих откупщиков тем, что все заработанные тяжелым трудом деньги тратил на научные исследования, и не только на личное любопытство, но и по государственным запросам. В течение 16 лет Лавуазье заведовал пороховым делом во Франции и фактически создает отрасль по поиску, добыче и очистке селитры. Он продвигает способ беления тканей хлором (способ открыл не он, а химик Бертолле, но тем не менее), в результате чего если раньше Франция отправляла за рубеж сырье (лен, пеньку), и закупала потом готовое полото, то теперь добилась импортозамещения в важной отрасли.

Количество научных достижений Лавуазье огромно. Он решил глобальную проблему того времени «может ли вода превращаться в землю», установил химическую природу алмаза, определил состав воздуха как смесь азота и кислорода, разработал теорию горения и окисления (разрушив теорию «флогистона» как особого горючего начала), получил воду при синтезе кислорода и водорода, создал первую классификацию химических веществ и выпустил «Начальный учебник химии», переведенный на многие иностранные языки.

Лаборатория Лавуазье хранится в Музее искусств и ремесел в Париже
Лаборатория Лавуазье хранится в Музее искусств и ремесел в Париже

Когда произошла Французская буржуазная революция, то Лавуазье сначала был нужен. Как главе Академии наук, ему дали почетную и важную общественную должность – выработать национальную систему мер и весов. Правда, источник доходов Лавуазье был уничтожен – система откупщиков была запрещена.

В 1793 году революционный Конвент принял решение арестовать всех бывших откупщиков как врагов народа. Нашли около 30 человек, включая Лавуазье. Трибунал обвинил их в заговоре против французского народа, утаивании средств для революции и приговорил почти всех к смертной казни. Председатель Революционного трибунала Пьер-Андре Коффиналь в ответе на просьбу о помиловании Лавуазье, заявил: «Республика не нуждается в химиках и ученых. Не оказывайте давления на судебный процесс». Собственно, в защиту Лавуазье выступили только математики во главе с Лагранжем и один аббат-минералог. Несколько коллег Лавуазье из числа химиков сами были членами Конвента – и они промолчали. Бертолле (который отбеливал хлором) сам принял активное участие в описи имущества осужденного.

8 мая 1794 года Лавуазье отрубили голову. Через два с половиной месяца отрубили голову и главному революционеру Робеспьеру, а потом и главе трибунала Коффиналю. Еще через два года Лавуазье был посмертно реабилитирован. Ему от этого было не легче, но его вдове, по крайней мере, вернули конфискованное имущество (которое революционеры не успели полностью разграбить) и рукописи.

Вдова Лавуазье Мария-Анна Пьеретта была большой молодец. Когда они поженились, ученому было 28 лет, а ей – 13. Ее домогался богатый старый аристократ, и Антуан Лавуазье оказался хорошим вариантом, чтобы перебить противного графа. Детей у них не было, но жена активно помогала Лавуазье в его работе: переводила с английского языка научные статьи, вела лабораторные журналы, кроме того, рисовала и могла уверенно поддержать разговор с коллегами ученого. Один из гостей писал в мемуарах: «Г-жа Лавуазье, особа очень образованная, умная и живая, приготовила нам завтрак по-английски; но лучшая часть её угощения, без сомнения, её разговор, частью об „Опыте о флогистоне“ Кирвана, частью о других предметах, которые она умеет передавать замечательно интересно».

Лавуазье с любимой супругой и помощницей, портрет Жака Луи Давида. Считается каноническим изображением Лавуазье, обычно в качестве парадного портрета ученого (см. начало статьи) берут именно его, укрупняют самого Лавуазье и отрезают жену, чтобы не мешалась.
Лавуазье с любимой супругой и помощницей, портрет Жака Луи Давида. Считается каноническим изображением Лавуазье, обычно в качестве парадного портрета ученого (см. начало статьи) берут именно его, укрупняют самого Лавуазье и отрезают жену, чтобы не мешалась.

Через 11 лет после смерти мужа Мария-Анна вышла замуж за американского физика, изобретателя и авантюриста графа Румфорда, сохранив при этом свою фамилию от первого брака. Этот брак продлился недолго, супруги постоянно ругались и Румфорд заявил, что «Лавуазье очень повезло с гильотиной»

Мария Анна прожила 79 лет и была похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Антуан Лавуазье остался в памяти как великий ученый, основатель современной химии.

Еще статьи на тему Французской революции:

Кто сидел в Бастилии, когда ее взяли и что рассказали архивы про Железную Маску?

Шестнадцатого - уничтожить! Как Людовик XVI пытался выдать себя за русского.