1. В 1354 году написан "Декамерон" Джованни Боккаччо, в переводе Десятиднев, одна из лучших книг итальянского Ренессанса. Впрочем, это современное мнение, а в 14 веке Боккаччо обвиняли в том, что он подрывает устои религии и морали. Собственно, книга вовсе не об эпидемии, она о любви во всех ее проявлениях. 10 дней по 10 новелл дают автору возможность широкого охвата темы в самых разных аспектах: сатирическом, романтическом, трагическом. А сюжет обрамляющей новеллы закручен как раз вокруг эпидемии. В 1348 году в Италии разразилась чума, или "черная смерть", "черный мор". Семь девушек и трое юношей из благородных семей отправляются на загородную виллу, чтобы переждать это бедствие, как мы бы написали сегодня, в самоизоляции. Но Боккаччо этот термин еще неизвестен. Зато самоизоляция героев на вилле Пальмьери во Фьезоле длится всего 2 недели: в среду история начинается и в среду же заканчивается (по выходным новеллы не рассказывают, так как нужно отдохнуть, ведь рассказывать и слушать - это тоже непростая работа). Через две недели молодые люди возвращаются во Флоренцию.
2. А.С. Пушкин "Пир во время чумы". Пьеса, входящая в цикл "Маленькие трагедии", написана в 1830 году, в "болдинскую осень" поэта, когда он оказался запертым в Болдино во время карантина из-за разразившейся холеры. Основой для пьесы послужил "Чумной город" шотландского поэта Д. Уилсона, который рассказывает о лондонской чуме 1655 года. Вольный перевод Пушкина превратил фрагмент из шотландской пьесы в самостоятельное произведение, которое живет своей жизнью, его ставят на сценах театра, экранизируют, на сюжет "Пира во время чумы" написано 5 опер разными композиторами. Идея перекликается с Боккаччо: герои Пушкина не хотят поддаваться мрачному настроению, отчаянью:
Но много нас еще живых, и нам
Причины нет печалиться.
или
Как от проказницы Зимы,
Запремся также от Чумы!
Зажжем огни, нальем бокалы,
Утопим весело умы
И, заварив пиры да балы,
Восславим царствие Чумы.
Это слова из гимна, сочиненного Вальсингамом -председателем пира. Это смелый человек, страху смерти он противопоставляет силу духа. Ему не чужды сомнения, даже порывы благочестия под влиянием священника, уговаривающего собравшихся разойтись, однако даже во время чумы жизнь продолжается, и если нечем больше наслаждаться, значит надо наслаждаться опасностью перед лицом смерти, только это достойно человека.
3. Даниэль Дефо написал не только роман о приключениях Робинзона Крузо, принесший ему мировую славу, но и много других замечательных произведений. Одно из них - "Дневник чумного года" (1722 год). Действие тоже происходит в Лондоне во время Великой чумы в 1665 году. Дефо писал роман не на основе собственных впечатлений, так как во время эпидемии ему было всего пять лет. Но его роман изобилует подробными деталями, описаниями улиц, домов, поведения людей, в нем много документальных сведений, включая статистические таблицы с числом умерших.
...облик города сильно изменился: грусть и печаль читались у всех на лицах, и хотя некоторые части города еще не были затронуты чумой, все выглядели глубоко встревоженными; ... Лондон был в слезах; плакальщицы не кружили по улицам, никто не носил траур и не шил специальных одежд, даже чтобы почтить память самых близких усопших, но плач стоял повсюду. Вопли женщин и детей у окон и дверей жилищ, где умирали, или, быть может, только что умерли их ближайшие родственники, разносились столь часто, стоило только выйти на улицу, что надорвалось бы и самое твердокаменное сердце. ... позднее сердца ожесточились, так как смерть была постоянно у всех пред глазами, и люди утратили способность сокрушаться потерей близких и друзей, ежечасно ожидая, что их самих постигает та же участь.
4. Роман Альбера Камю "Чума", с одной стороны, тоже предельно объективен. Чума поражает алжирский город Оран. Писатель исследует психологию и поведение людей, столкнувшихся с объективным злом. Главный герой романа - доктор Бернар Риэ, ему чужды мистика, суеверие, упование на высшие силы, он признает только факты и действует сообразно им. Писатель делит своих героев на тех, кто готов бороться со злом, в чем бы оно ни выражалось, какой бы облик ни принимало, и тех, кто выбирает для себя позицию стороннего наблюдателя. К первым, безусловно, относится сам Риэ, рискующий своей жизнью, чтобы спасать других, журналист Раймон Рамбер, оставшийся в городе помогать доктору, святой отец Панлю. Считающих, что их хата с краю, в романе тоже немало. Есть и третья категория - люди, наживающиеся на горе других, например, Коттар, сколотивший себе состояние за время эпидемии. Все подробности и смена настроения узнаваемы: неверие в серьезность проблемы, уверенность, что тебя беда обойдет стороной, потом единение людей перед общей опасностью, отчаяние, диверсии, экономический спад - пришедший в 2020 коронавирус повторил все это на новом витке развития человечества.
С другой стороны, литературоведы определяют жанр экзистенциального романа Камю как притчу, чума в нем лишь символ любого вселенского зла, которое в 20 веке, например, вылилось в фашизм, недаром его называют "коричневой чумой". Сообтветственно роман можно считать аллегорией борьбы с фашизмом.
5. У.С. Моэм "Разрисованная вуаль" ("Узорный покров"), 1925 г. По книге снят одноименный фильм. История любви или история жизни молодой женщины Китти Фейн. Основное действие романа происходит в китайской провинции, охваченной холерой. Муж Китти Уолтер, известный бактериолог, привозит ее с собой, подальше от соблазнов большого света, и здесь, перед лицом смертельной опасности в, казалось бы, мирное время происходит переоценка ценностей героини, ее настоящее взросление, становление личности. Противопоставление разрушительного хаоса, порожденного холерой, и красоты как природной, так внутренней красоты человеческого духа, альтруизма - вот упрощенная суть романа Моэма.
6. Дмитрий Бавильский "Из-под маски. Коронанарратив"
http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2020_5/Content/Publication6_7464/Default.aspx
Осмысление карантинной действительности пандемии 21 века Дмитрием Бавильским одновременно многими деталями похоже на выше представленные классические версии и непохоже. "Обычная жизнь превращается в рассказ, состоящий из значимых подробностей и деталей, подсвеченных опасностью" Рассказ, написанный традиционно для Д.Бавильского вкусным языком, не позволяющим бежать по строчкам, заставляющим смаковать слова, фразы, метафоры, когда они совпадают с твоим собственным видением. А все вместе превращается в хронику, которые снова в моде, ибо позволяют задержать мгновение, замедлить ускользающее сквозь пальцы время.
- Сначала опасность кажется "умозрительной и неконкретной, витающей в воздухе, но все еще не материализованной".
- Потом колокол начинает "колотить по каждому из нас".
- Информационная паника и попытки противостоять ей, например, не покупая впрок гречку.
- Потом паника непривычного одиночества, жизнь, лишенная автоматизма пугает - долгие весенние вечера, долгие летние вечера, дни и вечера...
Шкловский, Луначарский, Борхес, Маяковский, Пакуля Пестренький (герой трилогии Носова о Незнайке) помогают автору выстроить ту реальность, которая и будет, по его же выражению, памятником самой себе, а читателя наталкивает на размышления: так будет ли время счастливо само по себе или мы будем счастливы вместе с ним, вне зависимости от того, какими красками оно прорисовано?