Найти тему
Олег Кузьмин

Не почитающая мужа Астинь


В Книге Есфирь, есть небольшой эпизод, показавшийся мне интересным. Так как Книга Есфирь интересна сама по себе и рассказывает удивительную историю спасения еврейского народа от полного истребления, то эпизоды со второстепенными героями часто ускользают от взгляда. Астинь, по сути, сыграла в Божьем Провидении незначительную роль – своим надменным поведением, она уступила место рядом с царём для Есфирь.

Дело было во времена персидского царя Артаксеркса, царствовавшего над ста двадцатью семью областями от Индии и до Ефиопии, в 475 – 424 годах до н.э. Жена царя – Астинь, славилась своей красотой, царь гордился своей женой и на пиру хотел продемонстрировать всем присутствующим князьям своё достояние, в частности красоту жены.

«В седьмой день, когда развеселилось сердце царя от вина, он сказал … чтобы привели царицу Астинь пред лице царя в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту ее; потому что она была очень красива. Но царица Астинь не захотела прийти по приказанию царя».
Есф.1:10-12

Наверняка у Астинь были причины, почему она пренебрегла указанием царя и мужа. В конце концов, царь был пьян, и просто «мерился своим достоинством» с другими князьями и возможно Астинь, как гордой дочери своего народа это было неприятно. Может она стеснялась людей, может плохо себя чувствовала, может просто не готова была предстать в «выгодном свете», перед таким большим стечением народа, а может действительно пренебрегала царём. История не сохранила причин, нам известен лишь поступок и его последствия. Для традиционных религий Астинь выглядит надменной и тщеславной, для феминисток наоборот свободомыслящей героиней. Царь, услышав отказ Астинь разгневался и призвав мудрейших из народа, спросил их мнения по этому поводу, так как не хотел единолично решать судьбу царицы.

«И сказал Мемухан пред лицем царя и князей: не пред царем одним виновна царица Астинь, а пред всеми князьями и пред всеми народами, которые по всем областям царя Артаксеркса; потому что поступок царицы дойдет до всех жен, и они будут пренебрегать мужьями своими и говорить: царь Артаксеркс велел привести царицу Астинь пред лице свое, а она не пошла. Теперь княгини Персидские и Мидийские, которые услышат о поступке царицы, будут то же говорить всем князьям царя; и пренебрежения и огорчения будет довольно».
Есф.1:13-18

Если бы Астинь не была царицей и не пренебрегла указанием царя публично, вероятно последствия её поступка не были бы столь разрушительными и эта история вообще не дошла до нас. Однако красивейшая и знатнейшая женщина государства, естественным образом привлекала к себе внимание всех остальных женщин государства. Если такая женщина поступает определённым образом, то это не просто её каприз, а фактически прямое приглашение остальным поступать точно также. Любая женщина империи всегда может сказать, что раз даже царём жена пренебрегает, то уж у остальных мужчин и вовсе нет поводов быть недовольными непослушанием жён.

Поступки правителя и его жены, в какой-то мере имеют силу закона, так как подспудно все люди ощущают равенство – если можно одному, да при этом самому главному, значит можно и всем. Именно поэтому правители государств, цари и президенты, должны быть образцами хорошего и нравственного поведения, в том числе и в семейном плане, тогда у остальных людей будет планка, на которую можно ориентироваться, а у правителей моральное право строго спрашивать соблюдение законов с граждан своей страны. Если половина президентов стран Евросоюза не имеют детей и не собираются, странно ожидать от Европы законов в поддержку традиционной семьи, защиты нравственного и психологического здоровья детей и роста коренного населения – правителям просто это не нужно.

Артаксеркс в чём-то был мудрее правителей современности и дорожил своим государством, думая о том, какое влияние на его подданных оказывают поступки царя и царицы. Прислушавшись к мудрейших из народа, Артаксеркс удалил Астинь от себя и на место царицы выбрал другую жену, которой и стала Есфирь. Из множества кандидаток в царицы, Есфирь выделялась прежде всего не внешней красотой, а благочестивым характером и поэтому сразу же приглянулась слугам царя, которые и поспособствовали её возвеличиванию.

«И приобрела Есфирь расположение к себе в глазах всех, видевших ее».
Есф.2:15

Если же продолжить тему почтительности по отношению к мужу, то дело не в том просить или не просить о чём-либо царя, а о том, как это делать. Ведь Есфирь попросила царя о заступничестве от лица всего своего народа перед Аманом - приближённым царя, который ранее уже получил от царя разрешение делать с евреями всё что пожелает. Просьба Есфирь была гораздо значительнее и требовала от царя больших телодвижений, чем проступок Астинь. Однако Есфирь прежде всего внутренне настраивается на разговор с царём, а потом проявляет подлинное смирение, когда обращается к нему. Как итог царь готов был выполнить любую просьбу Есфирь.

«И простер царь к Есфири золотой скипетр, который был в руке его, и подошла Есфирь и коснулась конца скипетра, [и положил царь скипетр на шею ее и поцеловал ее и сказал: говори мне. И сказала она: я видела в тебе, господин, как бы Ангела Божия, и смутилось сердце мое от страха пред славою твоею, ибо дивен ты, господин, и лице твое исполнено благодати…]. И сказал ей царь: что тебе, царица Есфирь, и какая просьба твоя? Даже до полуцарства будет дано тебе».
Есф.5:2,3

#семьяэтоглавное, #библейские_истории, #отношениявсемье