Удивительное рядом, друзья.
Думаю, никто из вас не возьмётся оспаривать впечатляющую изобретательность, свойственную представителям славянских народов. Без всякого великодержавного шовнизма я позволю себе утверждать, что, несмотря на общую разруху в этой области, городская среда на постсоветском пространстве потрясающе интересна. Не комфортна, не вылизана, но интересна до невозможности. Непосредственно дворовая же среда в России иногда напоминает произведение некоторой незримой нейросети, которой "скормили" очень много сварных деталей, очень много пластика и шин, немного дерева и уйму старых плюшевых игрушек (если бы этим список ограничивался). После чего эта самая нейросеть сгенерировала такое количество вариантов, что хватило на самую большую страну в мире, да так, что ничего и нигде не повторилось!
Шинные лебеди, шинно-бутылочные солнышки и свиней из бутылок из-под кулера я наблюдаю в российской провинции всё чаще. Однако нужно понимать, что это лишь начальный уровень. Далее изобретательные жители российских дворов переходят на дерево. А последней, высшей ступенью, являются сварные фигуры и конструкции.
Подмосковные сюрпризы
Подмосковный город Раменское - далеко не безынтересное место для туриста. Здесь тебе и дореволюционные корпуса мануфактур в стиле промышленного модерна, и классный краеведческий музей, и архитектуру конструктивизма даже завезли. Город зелёный и относительно не слишком перенаселённый.
И недавно я открыл для себя здесь новую неочевидную достопримечательность, не обозначенную ни на одной карте.
Это - двор одной из простеньких четырёхэтажек хрущёвского периода по улице Коминтерна. Вокруг здесь - простенький послевоенный квартал, утопающий в зелени, где нет домов выше пяти этажей.
Но внезапно из всей этой постсоветской пасторали выплывает нечто выбивающееся из общего шаблона печальных заросших двориков с теплотрассами, бабушками и котиками.
Дальше - мощнее. Начинаются отсылки к более конкретным детским сюжетам.
В том числе - Муха-Цокотуха. Честно, не знаю, насколько дети 2010-х информированы об этом персонаже, но после такой инсталляции точно заинтересуются.
Мой любимый объект, несмотря на меньший размах. Эпическая сова из велопедалей и шестерней.
Уверен, все уже подустали от типовых композиций в центре постстветских городов а-ля "Я ♥ посёлок Мусохраново" (А такой действительно есть). В Раменском предложили достаточно здоровую альтернативу такой типовой и несколько безвкусной архитектурной форме.
Рядом расположился гениальный в своей технической простоте скорпион.
Возле самого дома в кустах притаились плотоядные морские рыбы-удильщики, кажется, готовые выпрыгнуть на проходящего мимо туриста из своего зеленого водоема.
Ну и, конечно, во дворе хватает чего-то более привычного и традиционного, в частности, композиций из детских игрушек. Другое дело, что умелец, создавший всю эту красоту, в душе явно немного кубист. Поэтому одна из композиций заключена в кубический короб, как в лучших музеях этой вашей Европы.
Вообще не может не впечатлять оформление входной группы. Здесь обыграна тема дремучих экваториальных джунглей.
Как видите, не обошлось и без классических для таких дворов композиций из детских игрушек. Это - уже вещь более знакомая, хотя здесь и она исполнена на уровне и с любовью (хотя зачем линчевать бегемотиков и динозавриков, я все равно в упор не понимаю).
Авторское благоустройство не ограничивается только одним подъездом. Помните совдеповские мусорки-пингвины? Это их идейная реинкарнация.
В принципе, пальма из пластиковых бутылок - это дело знакомое. А вот стрекоза-мутант из фильма "Таинственный остров" по книгам Жюля Верна - эт что-то новенькое.
Ну и еще несколько планов двора для общего понимания. Сам двор, как видно, уложен плиточкой, причем уложен правильно и грамотно. Никаких прямых углов, дорожка выше грунта.
Ну и, традиционно для подобных двориков, в этом живет свой полудикий хвостатый злодей.
Что сказать напоследок? Честь человеку и хвала.
Несмотря на то, что, в целом, ЖКХ-арт в виде покрышечных лебедей, в последнее время маргинализируется и становится в глазах муниципальных структур и населения на местах чем-то нецивилизованным или неправильным, тренд на повторное использование отживших свое запчастей, инструментов и прочей дребедени только набирает обороты. Скульптуры из вторичного, а то и третичного сырья - это символ того, что мы можем и должны перерабатывать отходы своей жизнедеятельности и делать таким образом лучше как себе, так и матушке-природе.
Про эстетическую составляющую можно спорить долго и упорно. Человек с дипломом дизайнера, несомненно, будет плеваться по теме ужаса и безвкусицы всего происходящего. Но я лично скажу, что по крайней мере увиденные выше металлические инсталляции не только заслуживают права на существования, но и, как жанр, нуждаются в развитии. Это - именно то, чем отдельные города и даже дворы могут хорошенько выделится в эпоху типизации.
Ну и, объективно, увиденное нами сегодня куда лучше, чем обычное постсоветское запустение, печальный двор-парковка и одна одинокая алколавочка на том месте, где когда-то была детская площадка. Как говорится, русского человека можно благодарить хотя бы за желание. В данном случае - желание создать с любовью нечто уникальное.
А как вам этот дворик? Что думаете о художественной ценности увиденного, как к этому относитесь? Интересно будет услышать ваше мнение по теме в комментариях. Еще больше неочевидностей и интересностей постсоветского пространства на канале "Размагниченные и влажные билеты".