Не так давно стартовал государственный эксперимент - в четырех регионах был введен специальный налоговый режим - налог на профессиональный доход (НПД), или налоговый режим для самозанятых граждан. Совсем недавно ( прошлом месяце) этот налоговый режим был введен и на территории Кубани. Я, будучи ИП, перевелась на НПД, так как работаю самостоятельно и мне это более выгодно. Разберем что почем в этом режиме.
В настоящее время легального определения понятия «самозанятый гражданин» не существует. Обычно к самозанятым относят тех людей, которые имеют собственное дело, и поэтому в силу рода своей деятельности и правового положения относятся к предпринимателям.
Представляется верным, что самозанятых граждан относят именно к субъектам предпринимательской деятельности. Например, Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей предлагал ввести новую категорию - «индивидуальные предприниматели-самозанятые».
В настоящее время разные государственные органы предлагают к самозанятым гражданам относить различные категории людей. Так, Министерство финансов РФ к таковым относит репетиторов, мастеров по ремонту помещений и уборке, работники в домашнем хозяйстве. А из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года следует, что к самозанятым гражданам отнесены нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты. Но, согласно законодательства деятельность адвокатов и нотариусов к предпринимательской не относится, однако при этом самозанятыми предлагается считать именно предпринимателей.
На официальном сайте пенсионного фонда России дается такое определение: «Самозанятое население — это индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой, и не являющиеся индивидуальными предпринимателями».
Налоговая служба Российской Федерации определяет самозанятых граждан следующим образом. Самозанятые граждане — это физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и оказывающие без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.
В Федеральном законе от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" сказано, что плательщиками налога на профессиональный доход, то есть самозанятыми гражданами, являются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном законом.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ самозанятыми признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.Здесь же казано, что не вправе применять специальный налоговый режим:
1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;
5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;
6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;
7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.
Сейчас для оплаты налога самозанятым гражданам предоставили личный кабинет в специально разработанном для этого приложении «Мой налог». В мобильном приложении «Мой налог» государственные органы постарались учесть все возможные вопросы, возникающие у самозанятых - сдача отчетности, расчет налога и общение с фискальными органами. Мобильное приложение было запущено в январе 2019 г. и может быть установлено на любое мобильное устройство - смартфон, планшет, ноутбук, компьютер и т.д.
Регистрация осуществляется одним из следующих способов:
1) через мобильное приложение ФНС России «Мой налог», которое можно скачать для платформы Android через сервис Google Play, а для платформы iPhone OS через сервис AppStore;
2) через веб-кабинет «Мой налог», размещенный на сайте ФНС России;
3) через кредитную организацию, осуществляющую информационное взаимодействие с ФНС в рамках этого специального режима.
Уплатить налог можно:
- непосредственно через мобильное приложение «Мой налог»/веб-кабинет «Мой налог» с использованием банковской карты;
- в отделениях банков по платежной квитанции с QR-кодом;
- путем подключения автоплатежа;
- передачи поручения на уплату налога от имени налогоплательщика налога на профессиональный доход операторам электронных площадок или кредитным организациям.
Немаловажно, что рассматриваемый закон предлагает для самозанятых действительно низкие налоговые ставки: 4% с доходов, полученных от физических лиц, и 6% - от юридических лиц.
Главными преимуществами в отношении налогообложения самозанятых лиц перед предпринимателями можно назвать:
1) Добровольная постановка на учет в ФНС, производимая на основании поданного самозанятым физлицом уведомления и необходимая только для получения льготы по НДФЛ (п.70 ст.217 НК РФ).
2) Отсутствие необходимости вести отчетность: от самозанятых не требуют отчета ни налоговые органы, ни внебюджетные фонды.
Критерии и особенности налогообложения самозанятых отражены в таблице .
Согласно новому закону налогоплательщики, применяющие налогообложение на профессиональный доход, не будут платить НДФЛ по итогам года. Для них предусмотрен единый налог по итогам месяца. При работе с физическими лицами налог составит 4 %, а при работе с юридическими лицами – 6 %. В эти проценты отчисления уже входят взносы на медицинское страхование в размере 37% от уплаченной суммы налога. А пенсионные взносы самозанятый сможет платить добровольно и в таком размере, как ему хочется. Про социальное страхование указано, что самозанятый не признается плательщиком таких взносов. Предоставление самозанятыми налоговой декларации по данному налогу не предусмотрено.
Отметим явные недостатки существующей сейчас системы для легализации самозанятых в России, которые выделяют многие эксперты.
Во-первых, самозанятые не смогут совмещать предусмотренную законом систему налогообложения с другим режимом налогообложения, использовать наемный труд, и круг их деятельности будет ограничен определенным набором профессий: число профессий в различных проектах варьируется от трех до 40. Это сильно снижает инновационный предпринимательский потенциал самозанятых.
Во-вторых, система патентов предусматривает авансовую оплату лицензирования от 6 до 20 тыс. в зависимости от региона: для большинства самозанятых эта сумма слишком велика, поэтому при возможности они не будут ее оплачивать.
В-третьих, фискальная выгода патента сомнительна: для ее получения нужно наладить систему контроля, учета этих людей, контроля за деятельностью контролеров, что приведет к тому, что административные издержки будут стоить не меньше, чем полученная в результате выгода для государства.
В-четвертых, строгость и размер взимания налогов должны быть обусловлены высоким уровнем гарантий для граждан со стороны государства в сферах здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, социальной защиты, что пока отсутствует в России.
В-пятых, самозанятые граждане играют ключевую роль в сформировавшейся модели потребления услуг, получившей название on-demandeconomy. Этот виток развития культуры труда характеризуется активным использованием онлайн-платформ, позволяющих быстро выбрать адекватного исполнителя, основываясь на его рейтинге и условиях, на которых он готов выполнить поставленную задачу.
Государству практически невозможно контролировать этот рынок.
В-шестых, рынок потребления услуг по модели on-demandeconomy в России демонстрирует высокие темпы роста за последние 3 года. Например, всего на YouDo.com сейчас зарегистрировано около 70 тыс. исполнителей, которые обрабатывают более 2,5 тыс. заказов в день. Самые популярные категории: «курьерские услуги» - 40 % всех заданий, «бытовой ремонт» - 25 %; «грузоперевозки» - 15 %; «клининг» - 10 %. Происходит усложнение заданий и рост среднего чека с 1,5 тыс. руб. в 2013 году до 2,5 тыс. руб. в 2015-м. Растет доверие пользователей к самозанятым: сейчас на платформе можно найти задания на крупные суммы, превышающие 100 тыс. руб.
Понятно, что с легализацией услуг на них могут вырасти цены в связи с дополнительными затратами самозанятых на уплату налога и легализацию бизнеса. Однако в тоже время, это может дать толчок к развитию предпринимательской деятельности самозанятых в легальном поле, что содержит ряд преимуществ. Они официально смогут давать рекламу, публиковать и продвигать свои услуги, участвовать в ярмарках, различных мероприятиях, возможно, самозанятым будет проще с получением кредита.
В завершении стоит отметить, что налог позволит создать здоровую конкурентную среду в стране. Сегодня самозанятые не платят вообще никаких налогов и других платежей, но при этом получают от государства социальную поддержку, которая фактически оплачивается за счет официально работающего населения и зарегистрированных предпринимателей. Это не совсем справедливо. Государство предлагает работать по-белому за небольшой налог.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что перевод самозанятых в формальное качество должен использоваться государством в первую очередь как мера стимулирования малого бизнеса, но не как источник пополнения казны. В той сложной экономической ситуации, которая сформировалась на сегодняшний день, именно социальный эффект от создания комфортных условий для самозанятых следует признать важнейшим последствием реформ, и именно на его достижение должны быть устремлены силы государства.