Равана в святилище говорит со статуей Махадэва. Он полон негодования: разве здесь место божественной реликвии? На Ланке он выстроит для Лука храм из чистого золота, а сам Лук осыплет драгоценностями! Вот там богатство, не то что эта деревня, где даже царь пашет землю! Джанака не в состоянии оценить попавшую в его руки святыню. Не то что он, Равана! Кстати, Махадэв, Вы не забыли, сколько я сделал для прославления Вашего имени? Кто б Вас вообще знал, если б не Равана! В общем, жду отдачи, Махадэв!
Вот это то, что мне у индусов не нравится. Та же черно-белость, на которую плавно выруливает и "Порус". На Враге живого места быть не должно! Он не может ни любить жену, ни даже искренне почитать Бога. Подоплека преданности Раваны здесь -- ожидание ответных милостей. "Даю, чтобы ты дал". Не бхакти, а та же утилитарность, что у викингов, советовавших не приносить слишком много жертв, дабы не поставить богов в неловкое положение, что выйдет хуже, чем совсем их не почитать: "Хоть совсем не молись, но не жертвуй без меры -- на дар ждут ответа".
А с другой стороны... может, я зря придираюсь, ведь это даже исторично. Для ведического периода. "Индра, прими жертву, и помоги нам угнать скот у соседей так, чтоб они в это время не угнали наш"... Точно тот же мотив обязательного ответа на жертвоприношение, и мифы, кишащие описаниями того, как дэвы пытаются сорвать очередной обряд, сопровождаемый просьбой, которую они не хотят выполнять. А придется, если обряд свершится. Концепция бхакти только-только смутно наметилась в гимнах Васиштхи к Варуне, да и то ведологи не уверены, что это уже она...
Рама пытается научиться пахать землю. И -- о, диво! -- у него не получается. Он даже теряет свою знаменитую невозмутимость, пытаясь справиться с плугом и игнорирующими его царское и божественное величие быками... Пока хозяйке поля сосед не сообщает, что сваямвара началась. Попутно какой-то мужик опознает Раму, и вся деревня сбегается поглазеть на него. А пожилая хозяйка, к слову, и не ведала, что парень, предложивший помочь ей с пахотой -- принц. Причем тот самый. Который победил демоницу и спас мату Ахилью... Старушка ужасно расстроена, что не узнала его. Рама утешает ее и просит благословения. А вообще я замечаю, что у него много трогательных сцен с разными старушками. Только что через улицу не переводил...
Кушадхваджа -- брат Джанаки -- навещает Равану в его покоях, дабы узнать, всем ли доволен царь Ланки. Как бы не так! Равана склочен и желчен, и ведет себя как капризная кинозвезда: комната тесная, подушка душная, одеяло кусачее и горошина под матрасом... Если б не Лук Шивы -- ноги б его здесь не было! Но так и быть, после свадьбы он выделит средства на улучшение. А сейчас он намерен отдохнуть... На удивление Мальявана владыка Ланки заявляет, что намерен подойти к концу состязания: а то если он выйдет первым и сразу натянет тетиву, будет неинтересно...
В сабхе уже собрались приезжие цари, ждут начала состязания. Сита молится над Луком Шивы. Сестры с порога расстроили ее тем, что Рама не пришел.
Джанака объявляет о начале сваямвары. Выходит первый претендент. Долго мается, пытаясь поднять Лук. Цари хихикают. Мальяван откровенно ржет, отпуская реплики насчет глупцов, хватающихся за то, что им не по плечу. А вот что-то будет, когда придет государь Ланки! Вот тогда и увидите...
Униженный соискатель возвращается на место. Второй уверен в своих силах, но результат тот же. С остальными та же история -- никто не может даже приподнять Лук. Сидящие в креслах цари уже не рискуют выходить -- была охота опозориться и стать предметом насмешек...
Удивляюсь только, почему мудрый Джанака не сказал им прямо, что это не испытание силы, а тест, чтобы отыскать "вечного мужа" Ситы, и тот, кто попытался поднять Лук, но не сумел, в этом не виноват. Просто он не тот человек... Последним эффектно является Равана. В своих драконьих доспехах и плаще с алым подбоем.
Войдя в зал, царь Ланки первым делом закатывает раздражающую своей самоуверенностью речь, в очередной раз оповещая всех, какой он крутой, великий и непобедимый. Лук он после победы заберет с собой, дабы его благодать сделала бессмертными наследников Раваны. А девушка? Ну что ж, "у меня девяносто девять жен, одной для ровного счета не хватает"... И да -- царицей ей не быть, царица у меня только одна: моя возлюбленная Мандодари. Но все равно принцессе Митхилы крупно повезет стать одной из моих жен...
Джанака, кажется, уже сто раз пожалел, что вообще пригласил этого позолоченного хама. Вежливо прервав излияния гостя, царь предлагает ему уже приступать наконец-то к делу, а то присутствующие заждались. Жаждут лицезреть подвиг.
Равана берется за Лук, пытаясь его поднять. Фиг! Результат тот же, что и у всех. Царь Ланки напрягается как может, рвется из сил и из всех сухожилий, под конец пуская в ход свою удесятеренную силу...