Только ленивый не говорит сейчас о том, что у Лукашенко не осталось другого выхода, как в спешном порядке интегрировать свою страну в Россию. Разнообразные эксперты и политологи наперебой рассказывают нам о том, что только так Лукашенко может успокоить "цветные революционные вихри", бушующие в его стране, еще на какое-то время сохранить власть, а также обеспечить себе личную безопасность и последующее безбедное существование в роли "заслуженного пенсионера" на просторах объединенного союзного государства.
Попробуем накоротке разобраться во всех перипетиях той ситуации, в которую по собственной воле залез Александр Григорьевич, и попытаемся понять, что он собирается делать дальше, хотя должен оговориться, что крайне сложно просчитывать будущие шаги этого крайне импульсивного руководителя. Дальше я изложу только свое личное видение того, насколько точными могут быть положительные оценки развития ситуации в отношениях Беларуси и России, которые в настоящее время сыплются, как из рога изобилия.
Хочу однозначно отметить, что главный человек Беларуси, безусловно, имеет много заслуг перед своей страной и ее населением и действительно достоин уважения сограждан. Но, именно он оказался в сложной ситуации, с которой не сталкивался в течение всех 26 лет своего президентства. С моей точки зрения, всего произошедшего Лукашенко явно не заслуживал, но парадокс происходящих у него в стране событий состоит в том, что эту яму, в которую неожиданно для себя стал проваливаться Александр Григорьевич, он сам, как крот, трудолюбиво, старательно и целенаправленно долгое время рыл сам.
С началом протеста на улицах Минска (плохо скоординированные и достаточно малочисленные выступления митингующих в других белорусских городах, а также ограниченные молодежные забастовки на заводах, можно во внимание не брать, так как сразу было понятно что "не янукович" Лукашенко с ними быстро справиться) Президент Беларуси вдруг, неожиданно для себя, узнал, что в его стране за последние примерно лет двадцать взращена и хорошо себя чувствует значительная прослойка ориентированной на Запад молодежи, которая крайне критично воспринимает лично его персону. Как правило, эти молодые люди национально ориентированы, идентифицируют себя, как исконные этнически чистые белорусы, в крайнем случае, имеющие небольшие литовские или польские корни. Они отрицательно относятся к русскому языку, хотя хорошо его знают, активно выступают против какого-либо сближения с Россией и готовы отстаивать свои убеждения в борьбе с режимом, который считают искусственно им навязанным. Это, пожалуй, главная проблема Лукашенко, ведь они такие же граждане страны, со своими мыслями и суждениями, зачастую уже состоявшиеся, семейные и имеющие детей, которые воспитываются в том же духе. Раз джин уже выпущен из бутылки, то с этим явлением теперь необходимо считаться, так как по мановению волшебной палочки их уже нельзя засунуть обратно в пресловутую "табакерку", из которой все они в одночасье выскочили.
Помимо этого, из-за фактического отказа Лукашенко от реальной интеграции с Россией, за последние несколько лет произошло существенное снижение авторитета Александра Григорьевича среди его "ядерного", ориентированного на РФ электората, прежде всего работников промышленных предприятий, а также всех других представителей бюджетной сферы страны. По факту мы видим то, что Лукашенко сохранил достаточно прочные позиции только в силовом блоке государства: МВД и КГБ республики, а также, хоть и ограничено, в армии. По сути, только организованные жесткие действия этих структур и спасли своего президента в эти лихие дни, не дав возможности белорусскому "майдану" одержать победу уже в первые дни протеста.
Вызывает вопросы и проводимая Александром Григорьевичем политика. Все понимают, что в Беларуси без батьки, никто даже бульбу перебирать не станет, поэтому не совсем понятно, чем руководствовался Лукашенко, при назначении на ключевые посты в своих же властных структурах людей прозападной ориентации, которые, к тому же, не стеснялись ее открыто демонстрировать. Такие решения белорусского президента можно объяснить только тем, что при их принятии Александр Григорьевич исходил из собственных соображений и представлений, а расставленные им по соответствующим местам подчиненные выполняли его же установки. В тоже время, в рядах этих новоявленных представителей белорусской власти также поднимается скрытая до поры, до времени волна недовольства своим шефом, вызванная его непоследовательной "шарахательной" политикой, в результате которой они никак не могут окончательно определиться со своим кредо. Совершенно точно, что многих теперешних соратников Президента Беларуси мы увидели бы во всей своей политической красе, если бы протесты оказались действенны, а не были бы жестко подавлены силовиками.
Ситуация вокруг личности Лукашенко отягощена и тем, что, несмотря на периодические прозападные реверансы, которыми всегда отличалась его многовекторная политика, он так и остался "не своим парнем" для США и стран ЕС, так как на практике не отказался от тесного экономического сотрудничества с Россией. Наиболее выражено эта неприязнь проявилась в солидарном непризнании странами ЕС легитимности Лукашенко после прошедших 9 августа выборов, хотя "своих" они признавали везде и всегда и даже без такой банальности, как демократические выборы.
Исходя из сказанного, напрашивается вывод о том, что другого решения, как семимильными шагами бежать в сторону России у Лукашенко не остается. Но так ли это на самом деле? Какую картину действий белорусского президента мы видим в настоящее время! Значимая поддержка, полученная Лукашенко со стороны Путина, временно монетизировалась только в изменение его риторики в отношении России. После 9 августа в его выступлениях стали часто проскальзывать выражения типа: "мы все русские", "спасибо моему другу Путину", "это не у нас, а у вас на вашей западной границе" и т.д., но на деле мы видим, что занесенный в Беларусь вирус русофобии, пустивший в умах белорусов свои корни и уже успевший принять форму хронической болезни, лечится йодной сеткой и легким раствором марганцовки. Явно видно то, что белорусская власть пока не планирует лечить саму болезнь, а только пытается бороться с ее следствиями, которые эту самую болезнь не уничтожат, а только загонят в подполье, и то на время, до следующего "майдана", который в таком случае обязательно будет, и скорее раньше, чем позже.
Доказать все это не так сложно, "контр-переворотные" действия Лукашенко можно посчитать на пальцах одной руки. Что мы видим в сухом остатке! Своим указом Александр Григорьевич утвердил состав нового правительства, в котором свои посты сохранили 24 члена бывшего кабинета из 30, в том числе и главный "контрроссионер" Беларуси - глава МИД страны Владимир Макей. Если сохранение своих должностей министром обороны Виктором Хрениным и главой МВД Юрием Караевым закономерно, они не подвели Лукашенко в сложное для него время, то оставление на своем посту главы КГБ Беларуси Валерия Вакульчика, организовавшего арест 33-х "совершенно точно - вагнеровцев" вызывает вопросы. С точки зрения оправдания себя любимого перед Россией, с которой ты как бы настроен в дальнейшем строить только союзнические отношения, напрашивается совсем другое решение, даже в том случае, если господин Вакульчик выполнял твои же собственные распоряжения, а, понимая специфику организации белорусской власти, лично я в этом особо не сомневаюсь.
На этом фоне достаточно здраво выглядит состоявшееся 24 августа решение Лукашенко об увольнении поддержавшего протесты посла республики в Словакии Игоря Лещени, который на этот пост назначался указом того же Президента Беларуси. К слову, господин Лещеня в течение 4 лет был одним из приближенных к первому лицу человеком, выполняя обязанности помощника Лукашенко, ни больше, ни меньше. Лещеня подсказывал своему шефу, как тому лучше решать внешнеполитические и внешнеэкономические вопросы республики. В этот же день - 24 августа, были арестованы два члена Координационного совета белорусской оппозиции: Ольга Ковалькова и Сергей Дылевский, которых суд приговорил к десяти суткам ареста. Но это пока два единственных комариных удара Лукашенко по уводящим страну в сторону от России отдельным представителям властных белорусских структур и оппозиции. Хотя необходимо отметить, что эта самая оппозиция переодевается на ходу и уже заявляет, что никогда против России не выступала. Чего-либо еще, свидетельствующего об изменении политики Президента Беларуси в отношении сотрудничества с РФ не проглядывается. Пока, все это свидетельствует о том, что еще рано говорить об изменении вектора политики Лукашенко в отношении нашей страны. Ну а как будет на самом деле? Поживем, посмотрим, увидим, во всяком случае, я очень не хочу оказаться правым.