Найти тему

Почему иностранные инвестиции не могут привести к росту экономики. Пример Форда в России.

В предыдущей статье я изложил некие теоретические основы инвестиций в современной экономике.

Теперь несколько примеров.

Пришёл в далёком 2002 году в Россию Форд. Построил корпуса из иностранных материалов на иностранном строительном оборудовании, привёз и установил иностранные автосборочные линии. В течение многих лет были заняты на отвёрточной сборке сотни или даже тысячи относительно низкоквалифицированных рабочих, получавших фиксированную зарплату в несколько сотен долларов в месяц.

2019 год. Ушёл Форд. Рабочие более не нужны, и они практически не могут перенести свои навыки и опыт в другие отрасли экономики. Импортные автосборочные линии не востребованы для другого производства. Да и вообще - их привезли, поставили, смонтировали иностранцы, и сказали - вот вам, эксплуатируйте, всё просто. Сборка автомобилей закончилась, эти же иностранцы приедут, разберут, увезут. Россия от этого не получила ничего - ни знаний, ни опытов, ни навыков, ни умений - которые пригодились бы в будущем для развития экономики.

Что остаётся после иностранных "инвесторов"
Что остаётся после иностранных "инвесторов"

И ещё два чрезвычайно важных момента.

Форд никогда не сталкивался ни с какими проблемами защиты частной собственности или интеллектуальной собственности в России, и верховенство закона в экономическом микрокозме Форда было абсолютно не под вопросом. То есть абсолютно защищённая частная собственность и абсолютное верховенство закона в данном случае совершенно не побудили инвестора (компанию Форд) создать в России что-то действительно нам нужное. Всё ограничилось только временным трудоустройством нескольких тысяч низкоквалифицированных рабочих.

И сразу же из этого вытекает следующий вопрос. Допустим верховенство закона и абсолютное доверие инвесторов к власти устанавливается во всей экономике. Мы немедленно видим, как иностранные инвесторы сломя голову бегут скупать Юкос со всеми правами на природные ресурсы и Сахалин со всеми правами на природный газ. С чего бы это у этих инвесторов возникло желание сделать для нас что-то большее, чем добывать наши природные ресурсы на привезённом иностранном оборудовании, наняв только минимальное количество низкоквалифицированного российского персонала, и выплачивая им только минимальную фиксированную зарплату? И какой бы вклад это внесло в долгосрочное развитие российской экономики?

Ну и второй ключевой момент. Обвинять капиталистов-империалистов тут было бы совершенно неуместно. Они всего лишь удовлетворяют запросы рынка и потребителей там, где они оперируют. Хотят российские потребители ездить только на иномарках, да ещё и чтобы в них не дай бог не было российских комплектующих – пожалуйста! Мы вам даже и собирать их будем на оборудовании, которое к России никакого отношения не имеет, и даже стройматериалы для цехов привезём из-за границы!

Понятно, что с точки зрения долгосрочного развития российской экономики такие "инвестиции" в общем то совершенно бесполезны. Их даже и инвестициями не назовёшь.

Но и настоящие инвестиции - те, которые могли бы создать долгосрочные и передающиеся из поколения в поколение ценности - не приживутся до тех пор, пока не будет спроса того же самого потребителя на то, что действительно долгосрочно. То есть на товар как навыки и умения его производить и совершенствовать.

Простым языком - пока российские потребители не выстроились в очередь за российскими же Жигулями с российскими же двигателями, трансмиссиями, и построенными на российском же оборудовании, иностранные "инвестиции" будут хороши только для красивых заголовков в газетах о церемониях закладки первого камня.