ウィッチハンター ロビン
Жанр: #фэнтези , #сейнен , #sci-fi , #заговоры
Выходил: июль – декабрь 2002
Английское название: «Witch Hunter Robin»
Русское название: «Охотница на ведьм Робин»
26 эпизодов
Оценка: 7 из 10
Великое противостояние формы и содержания
Краткое описание
Уж три века как люди прекратили охоту на ведьм. В прямом смысле. И в общеизвестном восприятии. На деле же люди со странными способностями, несущими угрозу окружающему порядку, не перестали появляться. А значит – не исчезла необходимость защищать общество от них. Просто нынче это делается более тихо. Филиалы не известной широким массам организации STN тихонько отстреливают таких ведьм… Впрочем, в японском филиале их обездвиживают и отвозят на некую Фабрику. Так ведь гуманнее?
Однако, уже ставший рутинным ход событий нарушается, когда взамен выбывшего из отдела посмертно «охотника» из центрального офиса присылают замену. Молодую и очень тихую девушку со странным именем Робин.
История просмотра
В своё время этот сериал был широко известен. Более того, он гремел и вообще регулярно упоминался как must see. И когда мне захотелось чего-нибудь более деятельного и помрачнее – выбор пал на него. Потрясающий сериал, но очень неровный. То, что я вынесла в эпиграф – вполне отражает.
Техническое исполнение
Итак, форма. Точнее – техническое исполнение. Оно, без лишних слов – великолепно. Стильная, изящная, почти реалистичная картинка. Почему «почти»? Во-первых характерная для «взрослого» анимэ того времени морфинг всё-таки есть. Причём, в отличие от, скажем, чуть более позднего «Монстра» - именно что омерзительных рож мы почти не наблюдаем, но в других отношениях всё немного идеализировано. Фигуры поизящнее, подбородки поострее (или поквадратнее), красивая но иногда слегка чуть вычурная или идеализированная одежда, и так далее. Красивые люди, но с большой для анимэ претензией на реализм. И очень хорошо нарисовано.
Фоны и прочие «вещные» дела, то есть и интересные дизайны вещей (кстати, одежду можно отнести и сюда) вообще выше всяческих похвал. Разнообразные, проработанные, чуточку футуристичные, и при этом до великолепия нуарные и -панковские интерьеры и пейзажи.
И отличная работа режиссёров и художников – отличные ракурсы, атмосферные кадры, своевременная смена плана. Смотреть – одно удовольствие.
Слушать – удовольствие не меньшее. Мелодичные, но роковые опенинг с эндингом, и потрясающее изобилие очень красивой фоновой музыки почти постоянно. Музыка, кстати, подобрана очень грамотно и действительно отлично добавляет ощущения и понимания атмосферы, эмоций.
Опять же, сейю говорят нормальными взрослыми голосами, никто не орёт, хотя голос иногда, в соответствующих местах, повышают. (Хотя Такевака Такума, озвучивающий второго главного героя, Амона, на мой взгляд пару раз не смог отыграть нужную интонацию). А очень тихо и почти без интонаций говорящая Робин (то есть Ватанабе Акено-сан) обаятельна беспредельно.
В результате получился не киберпанк, не «Блэйдраннер», и даже не очень-то и фантастика «про будущее». Но очень такой хороший фантастический нуар. Повторюсь, смотреть и слушать – огромное удовольствие. Если, конечно, желать посмотреть и послушать именно такое. Красивое, тёмное, мрачноватое и… не сверкающее чистотой.
Проблемы с деталями происходящего
К сожалению, насколько я в восторге от технического исполнения, настолько же я разочарована сюжетом. Точнее, не столько сюжетом (он как раз тоже весьма неплох, но об этом позже), а деталями, которые подчас имеют огромное значение для движения всей истории.
Грубо говоря, показанный нам офис охотников на ведьм не выдерживает никакой критики. Работающие с закрытыми материалами организации себя так не ведут. Люди себя так не ведут. Организовывается это не так. Карасума не будет ходить на охоту без напарника ни-ког-да. Она полевой боец (пусть и не первой линии, как Амон и Сакаки), у неё комплекса супермена нет и быть не может, а если и был, то выгорел много лет тому назад в процессе работы на эту интересную организацию. Это так, для примера.
Вообще, я не могла удержаться от сравнения этого сериала с «Мастером собак» Дивова. Который – далеко не самая сильная книга Олега. И в которой персонал «Школы» тоже не ведёт себя так, как мы ожидаем от «нормальных силовиков-секретоносителей». Но даже с ней - разница драматичная. Поведение Охотников Дивова и Охотников Мурасе-Ятате различается чудовищно и если странные выходки дивовских вполне понятны, достоверны и объяснимы, то выходки здешних – вызывают просто квадратные глаза. Прямо скажем, авторы довольно слабо себе представляют кухню подобных организаций и какие навыки, профессиональные деформации, варианты моделей поведения, мышления (того, для чего существует отличный англоязычный термин mindset). Причём с другой стороны, когда авторам нужно – они как раз очень даже демонстрируют характерные черты: до появления Робин их не волнует вопрос, а что это за Фабрика, что там делают… Хотя мысль о том, что поток «ведьмаки туда – контр-ведьмачьи боеприпасы оттуда» наводит на размышления любого человека без блока «делай своё дело и не пытайся лезть в сопредельные секреты».
Кстати, о манере поведения. Отдельно приводит в изумление их манера картинно выскочить на ведьмака и замереть в картинной позе с пистолетом в руках, мол, клешни в гору, проклятое чудовище! Господа, вы о чём? Во всех странах мира, кроме излишне гуманной Японии, ведьмаков и ведьм убивают. Целью «охоты» является не арест, а убийство. То есть стреляют на поражение без не нужных предисловий. Ровно потому, что предисловия и не нужны. Но у нас же излишне гуманная Япония, они так не могут? (Да, и не научились за годы работы в организации, я так и поверила, и организация не разрабатывала методики именно что научить их такой манере). Но и тут бред: в излишне гуманной Японии – Охотники вооружены не огнестрелом с убийственными противо-ведьмачьими пулями, а принципиально нелетальным оружием, стреляющим каким-то хитрым контр-ведьмачьим составом. То есть у них даже гуманизм не может работать как оправдание такому загадочному поведению. Ну авторы не понимают ничего в том, о чём пишут. А красиво наставленный пистолет и угрожающе замершая фигура – это же стильно!
Как личность, уже порядочное время работающая в ИТ – про унылую беспомощность в представлении компьютерных технологий я просто молчу. Впрочем, я и правда молчу именно потому, что я уже давно привыкла, что авторы художественных произведений в ИТ не разбираются лишь на исчезающе малую долю процента чаще, чем «никогда». То есть ИТ-шные глупости в художественных произведениях меня не удивляют, не раздражают, я их игнорирую: их не может не быть. Но кому такое глаз всё ещё режет – будьте готовы, по компьютерным делам там незнания «как это делают» тоже полно.
И что самое обидное – подобных нестыковок тут столько, что они лезут одна за другой, по несколько раз на серию. И ни прекрасное техническое исполнение, ни отличные вещи в сюжете – не перекрывают всю эту ерунду. Настолько не перекрывают, что хотя за всё хорошее я была готова ставить и всю десятку, но в результате колебалась-колебалась, но даже и на восьмёрку не натянула.
Прекрасное в сюжете
Но я сказала, что есть отличные вещи в сюжете. На самом деле их тоже очень много. Много шикарных концепций, вопросов – и даже неожиданных ответов. Собственно говоря, первый вопрос возникает чуть ли не сразу же: а почему именно эти люди – Охотники? Чем они отличаются от, скажем, спецназа КГБ? Ответ, естественно, лежит на поверхности. И создаёт чертовски занимательную картину мироустройства. Прямо скажем, очень мрачную и даже антиутопическую. Вы ведь догадались – чем Охотники отличаются, правда?
И сразу же отсюда – тема интереснейших взаимоотношений между людьми и ведьмаками. И замечательные вопросы промывки мозгов. Надо отметить, здесь японские авторы проявили недюжинную оригинальность и отдали должное западным технологиям: у прожившей всю жизнь в Европе девушки Робин мозги промыты настолько качественно, что вопросы, которые более свободно мыслящему человеку приходят в голову мгновенно – ей приходят не только к середине сериала, более того, исключительно когда ей презентуют сразу и вопрос, и ответ. Но и этого мало – в поиске более расширенного и, так сказать, стратегического ответа, уже не из серии «что случилось», а из серии «что делать»? – она переживает, чуть ли не ломается и вообще терзается страшно. Нет, я здесь не ехидничаю. Хотя мне, опять же, ответ и на этот вопрос вполне очевиден, но я-то не Робин. А человеку с настолько промытыми мозгами, у которого его картина мира настолько обрушилась – действительно будет чудовищно сложно и больно. Но Робин сильна. Она смогла и пережить крушение иллюзий… Впрочем, нет. Не иллюзий. Картины мира, заботливо выстроенной на постулатах «в эту сторону не думай» и аксиоматичных «это хорошо, это плохо». Да, Робин и пережить смогла, и ответы правильные найти.
Через это же прекрасно обыгрывается одна из важнейших проблем современности, а именно – ксенофобия. При этом, что особенно здорово, мы фактически наблюдаем целых три подхода к вопросу, из которых ксенофибские – два. Причём если задуматься, то ещё не совсем понятно, который из этих двух – ужаснее. Это было хорошо показано, и как сама постановка вопроса, так и хорошие такие подковёрная, теневая, незаметные для обычного человека грызня между фракциями.
Что ещё прекраснее – в оной теневой борьбе участвует не три уже обозначенные фракции, а пять! Ну и шестая, которая есть в любой теневой борьбе: «обычные люди, которые о ней ничего не знают». То есть и в смысле интриги и прочего закулисья тут тоже всё довольно лихо завёрнуто. Да, действуют всё очень на самом деле открыто и топорно, предпочитая грубую силу где только возможно, но уже сама идея аж шести фракций, причём что это за фракции – тоже очень умно разложено и тонко подмечено… Всё это заслуживает немалого уважения.
Надо сказать, что в свете этой межфракционной борьбы – сериал преподнёс мне очень приятный сюрприз. Дело в том, что хотя якабито – существо по определению магическое, но данная якабито, которая тут вам по клавиатуре колотит длиннющие обзоры – большая поклонница эволюции и технического прогресса. А в анимэ есть такая тенденция, что сторонники прогресса в результате слишком часто оказываются плохишами. Особенно если вопрос о «технологии против магии». И вроде бы и тут всё к тому шло, самая техногенная фракция и поначалу-то вызывала определённые подозрения, и по ходу действия становилась всё более и более неприятной. Как вдруг – всё обернули настолько лихо, что… нет, ксенофобов-технофашистов хорошими не сделали, хотя мотивацию их раскрыли полностью и она в принципе вполне человеческая. Сделали ещё лучше: развернули всю идею так, что для будущего таки есть вариант (и он-то и победил), где всё в порядке и с техническим прогрессом, и с наукой, и с эволюцией. Что есть абсолютно правильный подход с моей точки зрения!
Ну, и последний, пожалуй, очень грамотный посыл этого сериала – это своеобразное «доверяй, но проверяй». Причём в позитивной коннотации. Что если ты видишь, что это – хороший человек, то может быть и правда он хороший. Может быть зря на основе того, что он еврей и член РСДРП(б) тебя подталкивают к выводу, что он мерзкий жидобольшевик, которые всю Россию изничтожили в тоталитарных ГУЛАГАх? Причём особенно приятна именно положительная коннотация, позитивное направление. Тебе навязывают плохой стереотип – проверь, может быть глаза тебя не обманывают, и тот, кто плох на основе стереотипа – твоими собственными глазами каков? Может быть не врут глаза, может хороший, а может и стереотип поганенький? Это очень правильно. Надо не только думать самостоятельно, но и всегда искать хорошее. Плохое тебе и так все кому не лень подскажут.
Здесь, правда маленькая ремарка: из этого не следует, что если про что-то из всех утюгов кричат, что оно плохое – значит оно хорошее. И даже не значит, что если в чём-то плохом есть и хорошие зёрна – то оно автоматом становится хорошим вообще, понять-и-простить. Нет. И плохое, и хорошее нужно найти и взвесить. Самостоятельно, непредвзято. Результат может выйти любой. В каждом случае – свой.
Резюме
В общем, анимэ получилось дивно красивое, одновременно нуарное, слегка кибер- и бензин-панковое, но при этом крайне оптимистичное и позитивное. С отличной философской проблематикой «под капотом». Но, увы, и с удручающим количеством нестыковок в деталях, изрядно портящих всю радость от просмотра. Смотреть весьма рекомендую, но морально подготовившись.