Найти тему

47. Кавказский урок (продолжение)

В комнате заплакал малыш. Савдат быстро вышла к нему, позвав старшую дочь Сациту. Девушки посидели минуту за столом и встали. Заглянув в комнату, где была Савдат, они попрощались и ушли.

Дома их ждал сюрприз: в почтовом ящике лежали письма для Веры и Лизы. Девушки с радостью открыли их. Лиза с улыбкой ушла в другую комнату. Тамара вышла следом за ней, занялась печкой. Лиза читала письмо, тщетно пытаясь скрыть улыбку. Тамара поинтересовалась:

- Это от кого?

Лиза, стараясь выглядеть посуровее, чего у нее совершенно не получилось, ответила:

- От этого, от Павла...

- Видишь, как ты его зацепила, почти каждый день пишет, - Тамара с улыбкой смотрела на подругу.

- Представляешь, пишет, что не может забыть, что хочет приехать.

Вошла Вера.

- Приехать сюда, конечно, можно, только как ты объяснишь, что с нами в одном доме живет мужчина? Притом не брат и не отец? Хочешь, чтоб нас тут заклеймили позором? – Вера держала в руке свое письмо. – Ко мне тоже просится.

- Володя? – спросили подруги.

- Да, - вздохнула Вера.

Ей было нелегко. Она не могла определить, что чувствует к этому парню. Он ей нравился – это безусловно, но сказать, что она его любит, Вера не могла. А он писал такие письма, в которых в каждом слове была любовь.

Лиза сразу села писать ответ. Она была так увлечена этим, что не заметила, как смотрят на нее подруги. А они видели, что Лизе нравится тот «злодей», нравятся его письма.

После ужина, как обычно, сели готовиться к урокам. Потом легли спать, но никому не спалось. Они лежали в темной комнате, каждая думала о своем.

Утром девушки опустили письма в почтовый ящик, висевший на стене школы, и начали обычный трудовой день, каких у них было еще много до весны.

А весна пришла в конце февраля, с солнцем, капелью, ярким, ослепляющим блеском белого снега. На южных склонах снег таял очень быстро, и ручьи побежали не только по освободившимся от него камням, но и пробивали себе дорогу среди сугробов, образуя русло вновь рожденной речки. Идти по привычным тропинкам между сугробами становилось все труднее. В резиновых сапогах было очень скользко, но зимние сапоги намокали очень быстро. Приходилось искать другие пути к школе. Помогли в этом дети, которые, естественно, хорошо знали свою местность, и вскоре молодые учительницы добирались до работы быстро и с наименьшими потерями сухости. Впрочем, продолжалось это недолго: кавказское солнце быстро делало свое дело, и вскоре снег оставался только на северных склонах гор да на видневшейся при хорошей погоде между двумя горами вершине Эльбруса.

Весна в горах – это что-то необыкновенное. Девушки не переставали восхищаться окружающей природой, которая открывалась перед ними еще одной стороной. Не успели сбежать ручьи, как стала вылезать черемша, и тогда почти все население аула ушло в горы за ней. Черемшу собирали в огромных количествах, ее солили, мариновали, ели в свежем виде. Казалось, что все вокруг пропахло этим диким чесноком! Его запах был везде: на улицах, в классах, в домах. Девушки спросили у Савдат, как готовят черемшу, и она пригласила их к себе.

После работы к ним пришла Сацита, дочка Савдат, и сказала, что мама ждет их к себе. Девушки пошли. Савдат поставила на огонь большую кастрюлю и, когда закипела вода, бросила туда почти ведро свежесобранной промытой черемши. Запах, который уже присутствовал в доме, усилился. Через несколько минут она вынула черемшу дуршлагом и положила в большую сковороду, на которой уже расплавилось сливочное масло. Посолив, она перемешала содержимое, и вскоре все было готово. Она положила приготовленное на большое блюдо и поставила на стол, отдельно положив в тарелку сыр и лепешки.

- Угощайтесь, девочки, - пригласила она. Она позвала детей, и те, усевшись вокруг стола, стали с аппетитом уплетать черемшу.

Учительницы робко положили стебли растения в рот, и вскоре они уже ели ее с таким же аппетитом, как и дети. Это было очень вкусно!

- А где вы находите ее? – спросила Лиза. – Это далеко?

- Сначала недалеко, - ответила Савдат, - но потом, когда всю, что растет близко, соберут, надо идти подальше в горы. Черемшу нужно собирать, пока она не выросла очень длинной. Тогда она вкуснее.

Она засмеялась:

- Скоро у вас в классах будет мало детей – все уйдут за черемшой. Она быстро растет, поэтому собрать ее надо тоже быстро, пока она молодая.

Она положила в миску поджаренной черемши:

- Возьмите, поужинаете дома еще. Вам понравилось? Она очень полезная, у нас ее все едят.

- А вы почему не едите? – спросила Вера.

- Я кормлю грудью, а от черемши молоко будет невкусное. Поэтому я пока не ем ее.

А потом пришло время цветов. Казалось, ими было покрыто все пространство: сначала крокусы, нежные и хрупкие, за ними гусиный лук и пролески, потом ландыши, аромат которых проникал даже в дома. Каждый день дети приносили букетики этих нежных цветов и дарили учительницам, пока они не сказали, что пусть они лучше цветут в природе и радуют всех. В доме у них букетики стояли во всех баночках, стаканах, вазочках.

Затем зацвели деревья. Первым начал кизил, когда еще не распускалась листва. Его желтые цветки, собранные в зонтики, ярко выделялись среди еще серого леса.

-2

А потом пришло время цветения диких яблонь и груш, калины, боярышника. Это было прекрасное зрелище! Девушки, выросшие в степном краю, видели, конечно, цветущие яблочные, вишневые сады, но вид гор с белыми шарами цветущих деревьев, был прекрасен! Воздух, казалось, был настоян на запахах цветов.

-3

Цветет боярышник

Ежедневный путь девушек в школу и обратно был в прямом смысле усеян цветами: они цвели везде – вверху и внизу, со всех сторон!

Продолжение

Подписывайтесь на мой канал и читайте увлекательные повествования о судьбах разных людей в разные времена.

Не забывайте про Лайки: они помогают развитию канала!

Перепосты в социальные сети приветствуются!