Согласно средневековым представлениям - все являются божьими тварями:
"И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся... и вскую птицу... И создал ... зверей земных..., и скот..., и всех гадов земных... И сотворил ... человека..." (Исход 1:21-27, Библия, Синодальный перевод).
Следовательно, раз человек несёт ответственность за свои действия, то и всё созданное (тварное) дожно нести ответственность за свои поступки. С XIII в. животные, насекомые, рыбы стали считаться юридически ответственны за деяния перед законом.
Животное могло быть:
- арестовано,
- подвергунто судебному преследованию,
- осуждено,
- приговорено к наказанию.
Приговор, как и в случае с человеком, приводился в исполнение.
Для средневековых теологов и юристов основой для возбуждения иска против животного был ветхозаветный принцип, согласно которому животное, умертвившее человека, подлежит смерти.
Однако, любой человек, обвиняемый в преступлении (даже в Средние века) мог нанять себе адвоката. Раз к животным применялся человеческий принцип ответственности за деяния, то любая живность могла иметь адвоката.
Кто его оплачивал?
Скорее всего адвокаты действовали на общественных началах, чтобы заработать себе имя. Часто труд адвоката животного-обвиняемого оплачивался за счёт истцов.
В 1520 г. жители города Мамироля в судебном порядке обвинили древесных червей в порче имущества.
"...на следующий день Гуго, Епископ Безансонский, прибыл, совершая ежегодное паломничество, ..., в эту скромную церковь Св. Михаила, и ... он ... поднялся по ступеням к алтарю, обратил свой лик к прихожанам и опустился на трон. О, злосчастный день! О, злосчастные покусители! И как Епископ упал, ударясь головой об алтарную ступень, и был ввергнут против своей воли в состояние неразумия... устрашенные истцы осмотрели Епископский трон и обнаружили в ножке, рухнувшей, словно стены Иерихона, следы гнусного и противоестественного вторжения древесных червей, и как сии черви, тайно и исподволь совершившие свой дьявольский труд, так проели ножку, что Епископ низринулся, подобно могучему Дедалу, с сияющих небес во тьму неразумия".
Одним из известнейших адвокатов животных был Бартоломе Шассене, которого сейчас называют первым в мире зоозащитником.
Бартоломе Шассене с блеском доказала невиновность червей из скромной церкви Святого Михаила города Мамироля и добился их переселения из этой церкви (за счёт истцов).