Я проработала в школе учителем 30 лет, но никогда раньше не сталкивалась с тем, что ни по одному предмету нет единой государственной программы. Практически полностью отсутствуют требования к объёму знаний учащихся.
Наблюдаем, как уже начиная с начальной школы по 5-6 уроков ежедневно. Дети вынуждены отказываться от дополнительного образования: бросают художественные, музыкальные школы, спортивные секции.
Учителю дается программа, которая совсем не конкретизированная, в ней нет выделения основных, важных тем, нет по часовой разбивки. Получается – рабочую программу пишет сам учитель, сам определяет на какую тему сколько отвести часов, а на какую можно просто в пару слов вместить.
Замечу, что составлять программы учителей никто не учит ни вуз, ни методисты. Что касается методистов, так это вообще отдельная тема. Эта категория призвана помогать учителю, консультировать, знакомить с новыми программами и т.д. Но по факту, методисты – это больше контролирующий орган или вообще – формальный аппендицит. Если к ним обратится за помощью, ответ один: им некогда, у них своей работы и отчетов завались. Поэтому, они проверяют программы те, что им составили учителя.
И думаете, их интересует содержание программы, ее правильность и точность? Отнюдь! Их больше интересует интервал между строчками, эстетичность оформления титульного листа, чтобы все было распечатано на цветном принтере и прочая бумагомарательная дребидень.
Если, предположим, я учитель литературы и мне совсем не интересно творчество Блока, то могу его вообще не включать в рабочую программу, а значит и не изучать.
И никто этого не заметит, ведь главное- оформление!
Давайте немного поговорим об учебниках.
Помните те времена, когда учебники были одинаковые для все школ, по единой программе. Не помню ни одного клееного учебника, все прошитые! И обложки твёрдые, жёсткие. Бумага — сероватая, но натурального происхождения и лёгкая. То есть учебники были «повышенной прочности» и экологически безвредные.
О содержании учебников можно слагать легенды: все конкретизировано, интересно изложено в доступной и понятной форме. Каждая тема «разжевана» так, что даже если не захочешь понять тему – все равно все поймешь.
А что предлагается детям сейчас… Книги нужно купить самим. Книги — не просто дорогие, они имеют неимоверно высокую цену! Книги для школы – это разорение для родителей. Прошитые учебники — мечта, все — клееные, обложки — яркие, но тоненькие, углы обложек задираются буквально через несколько дней.
А теперь о главном — что в этих книжонках написано. Это проявление полной некомпетентности тех, кто их писал. Отсутствует поэтапная схема изучения вопроса по принципу: от простого к сложному. А что уж говорить о подачи материала – это хаос. Абсолютно хаотичная подача материала. Такое ощущение, что авторы действуют по принципу: вали все в кучу, а ученик сам разберется.
Это они, наверно, пишут такие книги, чтобы образование наших детей не котировалось на мировом уровне.
Не буду подробно рассказывать про учебники литературы, откуда изымают классику и втыкают туда нечто унылое и негодное из современной литературы… И что делать, и когда это кончится.
А в интернете нередко можно встретить истории об озадаченных родителях, читающих задачи в учебнике.
Так, например, автор одного из учебников по математике предлагает третьеклассникам такую задачу:
«Отец на 6 лет старше сына. Через 12 лет возраст отца и возраст сына будут прямо пропорциональны числам 13 и 5. Найдите возраст отца и сына».
А как насчет такой задачки? По-моему, ей не суждено решиться никогда:
«В одном пенале 6 карандашей, а в другом – 2 карандаша. Сколько кисточек в двух пеналах?»
Вот что получается: если раньше выпускался один учебник, который редко переиздавался, то сейчас издатели заинтересованы в постоянном печатании. То есть год от года один и тот же учебник отличается.
И, выходит, что не качество учебников главное, а их количество. Это переросло в просто бизнес.
Напиши учебник, пройди комиссию, получи одобрение, и – стриги чистую прибыль.
Конечно же, родители от много откажутся, но учебник ребенку купят за любые деньги.
Бизнес на интеллектуальном развитии страны – прибыль превыше всего!
Когда я оканчивала школу, и стоял вопрос о поступлении и выборе вуза, я не задумываясь решила в педагогический. Я всегда с восторгом смотрела на учительницу математики, которая, цокая каблучками и держа под рукой журнал с циркулем, шла по коридору школы. Я хотела так же.
В начале моей карьеры все так и было. Я гордилась своей профессией.
А сейчас, как не прискорбно, но следует признать, что педагог – это теперь «обслуживающий персонал».
У учителя всегда было два направления деятельности: обучение и воспитание.
Так вот теперь воспитания больше нет, школа только обучает.
От учителя требуют поменьше говорить, а больше слушать и корректировать ответ учащегося. Откуда ученик возьмет знания – не важно, есть интернет, найдет.
Современный учитель завален чудовищной бумажной работой: программы, поурочные планы, отчеты, отчеты, отчеты.
Про оплату труда учителя вообще много можно говорить, причем ни в самых радужных красках. Зарплатой это назвать нельзя. Больше это похоже на 1001 плевок в лицо в лицо учителя.
Любимчики администрации школы получают прекрасную нагрузку, а все остальные – косточку на случай голода.
Моя коллега, учитель физкультуры, любима всеми школьниками, а вот для администрации – как кость в горле. Из-за своего сильного и волевого характера, разоблачения «кумовства» в коллективе, пострадала: дали такую нагрузку на два дня работы. И поставили условие: хочешь работать – закрой рот, а нет – на твое место много желающих за дверью.
А самое главное – дети. Сколько они уже выдержали реформ? А вот Интернет подкосил.
По наблюдениям не трудно заметить, что подростки стали меньше курить, чем 10-15 лет назад. У них просто нет времени.
Вы думаете, что все время они загружены учебой? Совсем нет. Они все уходят в интернет пространство и играю, и играют…
Во дворах не слышно детей, никто не играет в резиночку, классики, волейбол или футбол.
Вчера наблюдала на детской площадке такую картину: пять мальчишек сидят рядком на скамейке и каждый в своем телефоне с наушниками в ушах.
Как на это смотреть: у детей нет общих тем для общения, каждый находится в своем мире.
А кто их ввел в такое состояние, кто их приучил изолироваться от окружающих и погружаться в иллюзорный мир телефона, компьютера? Школа?
Конечно, снять с себя ответственность – самый простой способ. Еще проще – найти виноватого.
Никогда ни думала, что доживу до этого.
В организме образования развивается «злокачественная опухоль». И если вовремя не реанимировать, то с качественным и бесплатным образованием можно будет попрощаться уже в ближайшее время.
Нет образования – нет будущего!
Какое видение образования будущего у вас, мои подписчики? Пишите в комментариях.
Если данная тема вам была интересна, поставьте "нравится".
Советую почитать так же:
Будущее за гендерно- нейтральным воспитанием? Или это путь против природы?