Найти в Дзене
Гильбо ФК

Демарш Венгеровского

Главным событием недели оказался запрос председателя подкомитета Госдумы по вопросам внешней разведки Александра Венгеровского премьеру Путину и директору Службы внешней разведки РФ Вячеславу Трубникову в связи с публикациями в зарубежных и российских СМИ материалов, обвиняющих Евгения Примакова в коррупции. В запросах содержится просьба "провести в установленном порядке силами соответствующих служб государства" проверку опубликованных сведений о том, что в ноябре 1997 года Евгений Примаков получил 800 тыс. долларов "за передачу Ираку материалов, необходимых для изготовления ядерного оружия".
Предыстория вопроса такова. 5 апреля, когда New Yorker разместил статью Сеймура Херша, сообщавшую об этих $800 тысячах. Херш ссылался на источники из британской разведки.
В прошлый понедельник "Ю.Эс.ньюс энд уорлд рипорт" со ссылкой на "доклады западных разведок" заявил, что Примаков получил от Ирака "как минимум 800 тыс. долларов". Он сослался на заявление бывшего главы спецкомиссии ООН по разоружению Ирака Ричарда Батлера, что Примаков, будучи еще министром иностранных дел России, "был в доле" с Ираком.
Это утверждение было опубликовано и в сентябрьском номере журнала "Ток". Батлер ссылается на информацию, полученную им, по его словам, из источников в спецслужбах. "Я получил разведывательный доклад от исключительного источника, указывающего, что российский министр иностранных дел получал личные выплаты от Ирака". Он утверждает, что, по данным западных спецслужб, "достоверность этих сведений со временем  укрепилась".
Очевидно, эти публикации можно рассматривать в контексте борьбы в США за смену курса. Естественно, необходима фигура, с которой будет связан новый, леволиберальный курс, который сменит обанкротившуюся линию "вашингтонского консенсуса". Примакова старательно прочили на эту роль. Ему до сих пор портила имидж только связь с Лужковым.
Понятно, что в преддверии слушаний в Конгрессе вброс компромата на Примакова означает начало активных действий по его устранению из числа возможных претендентов на роль проводника нового курса. Подходящую фигуру теперь придется искать во втором эшелоне российской элиты. Поскольку эта фигура должна быть компромиссной между компрадорами и охранителями, проще говоря - между выходцами из первого и второго ГУ КГБ, то скорее всего это будет Путин.

22 сент, 1999