Белорусские протесты предсказуемо потеряли накал первых дней. Оппозиционные блоги уже заранее не публикуют распорядок следующего дня, предпочитая за пару часов до мероприятия приглашать адептов революции на публичную сходку.
Снова на ступеньках Национальной академии наук отметились, якобы, учёные. Судя по плакатам, были представлены этнологи, искусствоведы, историки – самые обездоленные в лукашенковском государстве люди. Убелённых сединами заслуженных профессоров и академиков среди них не наблюдалось, но, очевидно, именно так представляется протестующим новая наука.
В очередную атаку на Министерство образования бросились учителя. Их можно понять – кое-кому из них по политическим мотивам могут указать на дверь, а пополнять ряды индивидуальных предпринимателей на многочисленных рынках педагогам совсем не хочется. Распоряжение президента двусмысленным не назовёшь – преподаватели, не поддерживающие государственной идеологии, не должны работать в учебных заведениях. Точка. Даже удивительно. Им так мало платят и так много требуют. Что же не идут на вольные коммерческие хлеба.
Порадовали сотрудники 6 городской клинической столичной больницы. Учреждение на 950 коек с плакатами представили три десятка человек. Остальные, видимо, предпочли заниматься прямыми обязанностями, а не собирать уличную грязь на белые халаты.
Никем не признанная в статусе руководителя страны Светлана Тихановская сегодня отметилась двумя бенефисами: выступила по видеосвязи перед депутатами Европарламента и поздравила Беларусь с независимостью. Косноязычие и невнятность речи самоназначенного «национального лидера» уже стали привычны не менее, чем простоватый деревенский говорок бессменного батьки.
Что же касается упоминания Праздника (пока ещё не Дня) Независимости, то у 90% населения этот пассаж вызвал состояние глубокой оторопи. Торжество закреплёно за датой 3 июля, в память о событиях 1941-1944 года и освобождении республики от немецкой оккупации.
Видимо, из-за белорусско-литовской границы календарь видится в другом ракурсе, что и привело к столь неосмотрительному поздравлению так и не вступившего в должность новоиспеченного гаранта Конституции. Не исключено, что основной закон РБ наши БЧБ-пассионарии уже готовятся корректировать.
В разрезе революционной стратегии всё происходящее объясняется именно этим сольным заявлением. Можно сколько угодно говорить, что протестные настроения связаны исключительно с желанием отрешить от власти Лукашенко, но вот такой перенос важнейшего государственного праздника сразу же дезавуирует дальние планы нынешних «змагаров».
И это не дело фантазии пока ещё недоучившегося "кое-какого" блогера (онлайн-псевдоним Nexta можно и так перевести) или его не слишком разборчивых сторонников. Здесь чувствуется мастеровитая политтехнологическая рука, опытная в делах переформатирования истории.
Дело было в уже далёком 1990 и другой стране, называвшейся Советским Союзом. Большинство населения высказывалось за сохранение обновлённого СССР, но оппозицию и в те времена не сильно волновало настроение электората.
Посему ряд депутатов подготовил "Декларацию о государственном суверенитете", которую Верховный Совет некоторое время мариновал в дальнем ящике стола. И лишь после принятия аналогичного документа Российской Федерацией, белорусский опус вытащили на белый свет, стряхнули пыль и почти единогласно приняли 27 июля 1990 года. Что поделать. Даже первые националисты-демократы были очень робкими людьми и побаивались быть слишком уж "незалежными".
К тому времени Белоруссия стала 10 "братской" страной, заявившей права на суверенность, что совсем не означало развала империи. Просто из федерации СССР готовился стать конфедерацией, объединяющей самостоятельные государства с общим центром принятия решений, более самостоятельными экономиками и перераспределением полномочий в сторону республик.
Далее не забываем, 17 марта 1991 был проведен всесоюзный референдум на тему сохранения страны, на котором 76% граждан выразил стремление продолжить существование СССР.
В Советской Белоруссии «да» сказали 82,7%. В 2020 году бессменный батька слегка не дотянул до этого результата.
Против проголосовали чуть больше 16%, и это почти столько, сколько избирателей в 2020 году высказались против Лукашенко с его политикой.
Новая демократическая власть, конечно, послушалась население и целых 5 месяцев ожидала, прежде чем сделать следующий шаг – 25 августа 1991 Декларации о независимости был придан статус конституционного закона – очередной шаг на разделение Союза одним из его основателей.
В сентябре приняли новый герб и флаг. Вот тогда-то в жизнь белорусов вернулось бело-красно-белое знамя коллаборационистов времён Великой отечественной войны и эмблема «Погоня». Последнюю назвать национальным символом можно с гигантской натяжкой, поставив в один ряд с оккупационными рейхсмарками или сыромятиной для кнута, которыми спины белорусов веками с удовольствием охаживали польско-литовские паны.
А ещё спустя 4 месяца в беловежских Вискулях подвыпившие Ельцин, Кравчук и Шушкевич до самого конца исполнили "волю народа", объявив СССР прекратившим своё существование.
Как раз тогда, опьянённые исчезнувшей опекой всесильной КПСС и в условиях полной государственной анархии, новоиспечённый местный политбомонд назначил празднование Дня Независимости на 27 июля.
Дальше началось общая для постсоветских республик трагедия - невыплата зарплат, девальвация местных валют и шоковые рыночные реформы, пережить которые было суждено не всем.
Лишь в 1996 году, на всебелорусском референдуме 88% населения проголосовало за празднование Дня Независимости 3 июля, поддержав инициативу тогда ещё совсем молодого президента Лукашенко. А поскольку прошедший годом ранее плебисцит уже вернул стране герб и флаг, отказавшись от напоминавших о не самых благородных временах бело-красно-белой расцветки и "Погони", то обращение к дате освобождения республики от немецко-фашистской оккупации логично завершило трансформацию символики.
Прошло 24 года.
Подросло поколение «нехтят», которому требуется новая история.
Судя по сегодняшнему дню, «магутные змагары» такую замену нашли.
Если День Независимости отмечается 25 августа, значит мы делаем ещё один шаг в сторону от недавнего прошлого и празднуем освобождение от Советского Союза. С наследниками убийц Хатыни "нехтята" уже примирились, а всякие воспоминания об участии в колоссальном социалистическом проекте из памяти должно быть вытравлено калёным железом.
Очень символичный финал для государства, которое и друзья, и даже враги уважительно называли последним осколком великой империи.