Голос Беларуси
Патриция Курганова, которую многие называют белорусской Дианой Гурцкая, начала петь с самого раннего детства, а благодаря маме, работавшей психологом и музыкальным педагогом, к четырём годам могла кое-что самостоятельно сыграть на фортепиано. Выступая на сцене с семи лет, певица завоевала множество побед на престижных республиканских и международных конкурсах и фестивалях. Педагоги долго не знали, как обучать музыке незрячую девочку, поэтому в музыкальную школу Пати, как ласково называют её друзья и родные, была зачислена только в десять лет, зато сразу в третий класс. Здесь она позже и познакомилась с Дианой Гурцкая, которая на организованном ей концерте заметила одарённую девушку и пригласила её на свой фестиваль «Белая трость». По окончанию школы Патриция попыталась записаться на подготовительные курсы для поступления в университет, однако в ответ ей заявили, что в вузе нет никаких условий для слепых, поэтому затея эта абсолютно бессмысленная. И только после того, как Диана Гурцкая написала несколько писем в университет культуры, незрячей белоруске разрешили сдавать письменные экзамены шрифтом Брайля.
Громкая слава пришла к Патриции Кургановой после участия во втором сезоне музыкального проекта «Голос», который, к слову, не транслировался в её родной Беларуси. На кастинг необычную вокалистку пригласил друг — российский певец, композитор и телеведущий Марк Тишман. Девушка поразило членов жюри ещё на начальном этапе, так она вошла в полторы сотни лучших исполнителей, отобранных из одиннадцати тысяч претендентов. О том, что на слепых прослушиваниях к ней повернулся кто-то из наставников, певица поняла по аплодисментам в зале. Увидев на сцене девушку в чёрных очках, растроганный её проникновенным вокалом Александр Градский был шокирован и на время даже скрылся за кулисами, чтобы выплакаться. «Я услышал такую боль в голосе!» — прокомментировал свой поступок мэтр. Однако во втором туре Александр Борисович, хоть и со слезами на глазах, всё же выгнал из проекта слепую певицу, отдав предпочтение ее соотечественнику, обладателю уникального голоса Сергею Волчкову. «Она же не певица, она ангел. А как ангелы могут участвовать в конкурсе? Я не в состоянии выносить того, что делает со мной Патриция, поэтому оставляю Сергея» — оправдался Градский. Никто из его коллег не воспользовался своим правом и не спас особенную вокалистку, не помогла и петиция, распространённая в интернете возмущёнными зрителями, требующими вернуть девушку в шоу. Сама же Патриция унывала недолго: «Если наставники посчитали, будто конкурсы не для меня, это совсем не значит, что мне не стоит в них участвовать. Я чувствую, что главная победа еще впереди. Я хочу двигаться дальше и подниматься выше. А с Градским мы до сих пор общаемся, он своих никогда не бросает, звонит и поддерживает».
Незрячая белоруска побеждала не только в специализированных конкурсах, например, Международном фестивале творчества инвалидов, проходящем в Витебске в рамках «Славянского базара», но и, соревнуясь со здоровыми сверстниками, получила главный приз в номинации модерн-классик на конкурсе «Янтарная звезда», , за что президент республики Беларусь Александр Лукашенко подарил певице памятную медаль, полученную им от папы римского в Ватикане. Патриция неоднократно выступала на берегах Невы и становилась лауреатом международного фестиваля людей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу!», давала совместные концерты с незрячим джазовым пианистом Олегом Аккуратовым, а в 2014 году спела дуэтом со Стасом Пьехой. Теперь в России её узнают чаще, чем на родине.
«У меня есть опыт проведения корпоративов, но я решила от них отказаться, потому что там всё-таки нужно хорошо видеть: клиенты могут подойти и неожиданно на руки тебя взять, например. Выступаю тоже гораздо реже, потому что все хотят, чтобы их развлекали бесплатно. Раньше я преподавала вокал в центре для инвалидов и была руководителем самодеятельного коллектива от предприятия общества слепых, а теперь работаю в музыкальных школах как с обычными, так и с незрячими детками, — рассказывает девушка. — Мне очень нравится преподавать! Я хочу, чтобы дети еще больше полюбили музыку и думали не о том, как правильно рот открыть, хотя это тоже надо уметь, но старались донести до слушателей смысл песни и сами пытались полнее понять, о чем они поют. Дети такие непосредственные, у них это хорошо получается. Вообще, я считаю, что слепые и зрячие должны учиться вместе, тогда у них не будет проблем со взаимодействием. Только в классе наравне с учителем пусть работает тифлопедагог, который будет помогать особенному ребенку. По той же причине я против «районов слепых», где они живут и работают, замыкаясь в своей среде. Я не раз слышала от них самих, что им хочется общаться с разными людьми. Так что я за инклюзию во всех ее проявлениях!»
Зрение у певицы потеряно не полностью — одним глазом она видит крупные объекты вроде зданий, деревьев и машин. «Мелочи, конечно, проходят мимо, но все равно это лучше, чем быть полностью слепой», — оптимистично замечает девушка. Пати предпочитает эстрадную классику, джазовые стандарты и мечтает выступать с сольными концертами, хотя мысли о карьере постепенно отходят на второй план, уступая семье. В свободное от работы время певица занимается творчеством вместе со своим супругом, незрячим звукорежиссёром Денисом Шишкиным из Оренбурга, о таланте которого широко известно в нашем сообществе. Молодой человек много лет сочиняет музыку и тексты, которые сам же исполняет, пишет песни на заказ, делает аранжировки и занимается продюсированием.
Гениальный джазист
Виртуозный академический пианист, вдохновенный джазовый импровизатор, певец, аранжировщик Олег Аккуратов никогда не видел этот мир, зато с первых минут жизни слышал его так, как никто. Выдающиеся музыкальные способности мальчик стал проявлять ещё в раннем детстве, на слух подбирая классические произведения, звучащие по радио. Когда в пять лет он приехал в армавирский интернат, один из опытных преподавателей заметил, что руки у Олега от природы поставлены правильно. «в музыкальной школе мне приходилось одной рукой следить за нотами, а другой играть. Таким образом правую и левую руку нужно было учить отдельно. В Консерватории я уже в компьютерной программе замедлял темп и, слушая каждый отрывок по многу раз, воспроизводил его, пока не выучу всё произведение» — рассказывает Олег.
Параллельно обучению в школе юноша учился в московском музыкальном колледже, позже поступил на эстрадно-джазовое отделение Московского государственного университета культуры и искусства. В 2015 году с отличием окончил Ростовскую государственную консерваторию, а затем Аспирантуру по классу камерной музыки. Обладая абсолютным слухом, идеальным чувством ритма и феноменальной памятью, незрячий пианист одержал немало побед в в престижных музыкальных конкурсах, в том числе международных, завоёвывая только Гран-При и первые места. Благодаря таланту, Олегу посчастливилось выступать на лучших международных сценах в дуэтах с такими звёздами как: Монсеррат Кабалье, Дебора Браун, Уинтон Марсалис, Эвелин Гленни и другие. Кроме того, незрячий виртуоз плотно сотрудничает с оркестром народного артиста России Игоря Бутмана, выступая с концертами в США, Канаде, Италии, Нидерландах, Израиле, Китае, Индии, Латвии и многих других странах. «Я очень благодарен Игорю Михайловичу за возможность гастролировать по миру, играть потрясающую музыку с джазовыми исполнителями первой величины, тем более, что присутствие сильных партнёров на сцене очень дисциплинирует», — признаётся музыкант.
Чтобы добиться профессионального успеха, Олег трудился с самых малых лет, буквально не отходя от рояля. Но для него это было не просто игрой или необходимыми упражнениями — музыка стала его духовной жизнью. И какие бы трудности ни возникали, он никогда не переставал заниматься. Однажды он так травмировал палец, что руку пришлось разрабатывать заново, но бросать музыку у него и в мыслях не было. «Если в детстве я обязательно играл по два часа в день, то теперь посвящаю музыке практически двадцать четыре часа в сутки. «Утром я поднимаюсь, сажусь за инструмент, повторяю пройденное, разучиваю что-нибудь новое, просто слушаю музыку… Я много работаю над техникой, ведь звучание меняется в зависимости от прикосновения к клавишам, а ещё для меня очень важно различать оттенки в произведении, так что развитию этого навыка я тоже уделяю много внимания. Помимо прочего, я постоянно совершенствую вокал, расширяю свою академическую базу по методике Александра Ведерникова, — делится профессиональными секретами молодой человек. — Даже когда я не играю, музыка всё равно со мной. Она — моя душа, мой язык, мои чувства, мой мир. Ею я живу, дышу и дорожу!»
Молодой человек великолепно поёт не только на русском, но и на английском, немецком, французском, испанском, португальском, японском, китайском и корейском языках. Некоторое время Олег работал солистом театра «Русская опера», а также художественным руководителем Ейского джазового оркестра. В апреле 2016 года вышел дебютный альбом пианиста, записанный с Квартетом Игоря Бутмана, а 1 февраля 2017 года на сцене Московского Международного Дома Музыки состоялся его первый Большой сольный концерт. «В последние годы я перешел на джаз, благодаря которому, наверное, больше известен публике, но я никогда не переставал играть классику, да и другие музыкальные направления меня тоже интересуют, ведь в каждом есть своя изюминка: в классике, например, исполнитель должен соблюдать точность текста, динамику. В джазе также есть свои каноны, но он отличается большей импровизацией, его главная черта — свобода самовыражения. Ограничить ее нельзя, но и выйти за пределы стилистики тоже», — поясняет незрячий гений.
Олег Аккуратов — герой документальных фильмов «Вундеркинд» и «Мальчик из Армавира. Необыкновенные вундеркинды», а Людмила Гурченко, покровительствовавшая юноше, посвятила ему свою дебютную режиссёрскую работу — художественный фильм « Пёстрые сумерки», ставший последним в её актёрской карьере. «Большая сцена впервые открылась передо мной в 14-15 лет , но известность, думаю, пришла ко мне потому, что я много участвовал в конкурсах и демонстрировал свои музыкальные способности на публике. Если же ты, даже обладая врождённым талантом, не заявляешь о нем широкой аудитории, никто и никогда о тебе так и не узнает, не услышит твою музыку, — рассуждает пианист. — На мой взгляд, артиста можно назвать по-настоящему популярным, если он востребован везде и всюду, если его постоянно приглашают играть на концертах, вести фестивали, участвовать в шоу на телевидении и радио!»