Найти в Дзене

Жизнь по нотам. Часть третья. Нафсет Чениб и Виктор Тартанов

Оглавление

Оперная дива

Незрячая российская певица из Адыгеи Нафсет Чениб обрела популярность после того, как вместе с Хосе Каррерасом и Дианой Гурцкая исполнила гимн на церемонии закрытия Паралимпиады Сочи-2014. Такая честь выпадает далеко не всем, даже знаменитым артистам, но Нафсет несказанно повезло: на её месте должен был оказаться кто-то из артистов Большого театра, однако буквально за две недели до события утвердили её кандидатуру. «Страшно не было. Когда тебя поднимают над стадионом — чувствуешь масштаб… Правда, осознание грандиозности пришло, когда по телевизору прошла трансляция, у меня телефон разрывался от поздравлений!» — делится впечатлениями певица. Своим голосом — редким лирико-колоратурным сопрано — она восхитила не только наших соотечественников, но и представителей других стран. В 2015 году девушка получила звание Заслуженной артистки Республики Адыгея, однако её путь к успеху был не таким простым.

Будучи еще совсем маленькой, слепорождённая девочка не умолкая пела, подыгрывая себе на ложках и тарелках, а в 4года дала первый мини-концерт для собравшихся во дворе соседей. Когда Нафсет исполнилось 6, мама, скрепя сердце, отвезла дочку в школу-интернат в Армавире, при котором функционирует пока единственная в России специализированная музыкальная школа для слепых и слабовидящих детей. Окончив Краснодарский музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова, будущая певица мечтала продолжить обучение в Санкт-Петербурге, но, получив довольно резкий отказ, прошла по конкурсу в московскую Академию хорового искусства имени В.С. Попова. Позже поступила в аспирантуру и даже собиралась писать диссертацию, но столкнулась с многочисленными проблемами, главная из которых — отсутствие брайлевской литературы. «из аспирантуры я ушла, думаю, я пошла туда не совсем осознанно, просто боялась остаться совсем за бортом» — признаётся девушка.

Педагоги долго не понимали, почему Нафсет поёт в себя, но, внимательно понаблюдав за способной ученицей, выяснили, что не имея никакого визуального опыта, девушка не представляет себе внешний мир, пространство вокруг. Желаемого удалось достичь, когда преподаватели стали показывать движение звука её же рукой. «Я хочу научиться подчинять голос себе, чтобы не он управлял мною, а я — голосом», — объясняет Нафсет. — Но и слишком сильно эксплуатировать его тоже нельзя, ведь это живой инструмент. К тому же, если у музыканта, к примеру, уже есть скрипка или фортепиано, и ему нужно только научиться на них играть, то голос сначала необходимо создать, а потом уже учиться на нём «играть». И всё-таки несмотря на то, что очень много эмоций я могу передать через звук, этого недостаточно для современного массового зрителя, Потому что наш мир сейчас почти на 100 процентов визуальный. И даже в таком, казалось бы, консервативном направлении, как классический вокал, нужно шоу. А я, в силу того, что не вижу с рождения, не могу органично воспроизводить на сцене мимику, жестикуляцию и очень комплексую по этому поводу».

Талантливая адыгейка сотрудничала с такими выдающимися дирижёрами как: Владимир Спиваков, Лев Конторович, Мариус Стравинский, Александр Рудин, Юрий Темирканов, Марк Горенштейн и другими звёздами мирового масштаба. Оркестры, с которыми выступала незрячая певица, в том числе Камерный оркестр Большого театра и Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, пожалуй, и не перечислить. Ещё подростком она пела в хоре ЮНЕСКО вместе с Монсеррат Кабалье и выступала перед Папой Иоанном Павлом II в его ватиканской резиденции , а позже ей довелось лично пообщаться с великим французским тенором Роберто Аланья.

«У меня нет амбиций солистки,я могу петь в хоре — в одной руке держать партитуру, другой ее читать, но инвалидам по зрению, к сожалению, не доверяют. Куда проще взять того, кто мобилен, пусть даже голос у него хуже. У меня было несколько попыток устроиться в церковные хоры, но тщетно. Если объективно, то я не представляю особого интереса для работодателя: партитуру учу дольше, чем другие хористы, оперная сцена для меня закрыта, стать актрисой я тоже не могу — кто будет учить со мной мизансцены? — рассуждает девушка. — Да, на протяжении двух лет я работала в моём любимом МХТ имени Чехова, вживую пела на спектакле по пьесе Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше» в постановке Александра Огарева, но это, скорее, исключение, а не правило».

Нафсет Чениб — лауреат десятков всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. С удовольствием участвует в благотворительных мероприятиях и концертах, организованных её друзьями, например, незрячим пианистом-виртуозом Олегом Аккуратовым. «Меня приглашает и очень много «инвалидских проектов». Специально называю их так пренебрежительно, потому что мне их цели непонятны, — негодует исполнительница. — Организаторы считают это некой творческой реабилитацией, но мне она не нужна, и если я не подхожу с точки зрения профессиональных навыков — не надо делать мне одолжение только потому, что у меня есть инвалидность! И к другим талантливым музыкантам с ограничениями в здоровье относятся так же. Видимо, в России, в отличие, скажем, от Америки, нас никогда не будут воспринимать на равных». И она знает, о чём говорит, ведь ей посчастливилось учиться в Манхэттенской музыкальной школе в Нью-Йорке.

Судя по многочисленным интервью, Настя, как её называют близкие, адекватно оценивает свой уровень мастерства и звёзд с неба не хватает. «Я мечтала петь, но никогда не планировала делать это своей профессией. Мне всегда важно было реализоваться разносторонне. Наверное, я могла бы преподавать, вести какие-то вечера, попробовала бы себя в качестве радиоведущей. Меня все чаще посещает мысль, что в моем случае исполнительская деятельность не может быть основной работой. Кажется, что есть области, в которых я смогу применить себя более эффективно, хотя без зрения будет трудно везде, — отмечает девушка. — В оперном и классическом репертуаре у меня есть какой-то тембр, изюминка в голосе, а вот с эстрадно-джазовым вокалом не складывается. Пытаюсь работать в этом направлении, но чувствую, что не получается. Выходя на сцену, я слышу аплодисменты, получаю цветы, но мне хочется ощущать больше эмоций от людей и больше отдавать им. Я знаю, что есть певцы хуже меня, но ведь и много тех, кто гораздо лучше. Правда, загадывать в нашей профессии, к сожалению, невозможно. Иногда у человека прекрасные данные, но карьера не складывается, а некоторым заурядностям, наоборот, везёт».

Незрячий шансонье

-2

Виктору Тартанову будто самой судьбой было уготовано жить в темноте, но нести людям свет своей души. Он родился 13 ноября 1974 года в городе Шахты Ростовской области, из-за врожденного заболевания с детства плохо видел, а в 16 лет потерял зрение полностью. В то время как его сверстники с энтузиазмом строили грандиозные планы на будущее, юноша чувствовал себя обреченным и не знал, как жить дальше. «Большинство инвалидов сидят в четырёх стенах. Я тоже долго был таким, половина моей жизни прошла бездарно. Надеялся, что меня кто-то заметит, поддержит, но чуда не случилось, пока не понял, что надо работать над собой!» — вспоминает Виктор. Пытался заниматься бизнесом — не получилось. Хотел поступить в музыкальную школу, но там заявили, что учиться он не сможет. Однако молодой человек не сдался: стал брать частные уроки музыки и научился играть сразу на двух инструментах — гитаре и аккордеоне. «Музыка стала моим средством реабилитации. Я сочинял песни, чтобы не замечать собственных проблем, вспоминает шансонье. — А теперь пытаюсь и до других донести, что никогда не стоит унывать. Мы, незрячие, должны нести людям свет, а не мрак! Нужно убеждать окружающих в том, что мы что-то можем. Ведь никто в тебя не поверит, если ты сам не веришь!»

Позже незрячий певец стал регулярно ездить с концертами в детские дома и приюты, выступал в домах престарелых и перед аудиторией людей с ограниченными возможностями. Вскоре Виктора стали приглашать на местное радио и телевидение, где он не только пел и играл, но и рассказывал, что жить полноценной жизнью можно даже будучи инвалидом, и призывал окружающих быть более добрыми и терпимыми. «Здоровые люди поглощены суетой, обыденностью, часто живут по инерции, им некогда заглянуть в себя. А мы избраны Богом, потому что можем остановиться, задуматься, как живем, у нас остаётся больше времени на внутреннюю работу и духовное развитие, — размышляет шансонье. — Я всегда стараюсь затронуть тему инвалидов в своем творчестве. Но если о спортсменах с ограниченными возможностями мы постоянно слышим благодаря Паралимпиадам, то о людях, занимающихся искусством, наукой и бизнесом, к сожалению, мало что известно».

Когда у него возникла идея снимать программу о жизненных историях инвалидов, оказавшихся сильнее своих проблем, журналисты телеканала «Южный Регион Дон»

Поддержали её , и 19 апреля 2014 года состоялась премьера телепередачи "Вопреки всему", которую Виктор вёл на протяжении года, ввиду чего международное агентство "Интеррекорд" официально признало его первым незрячим телеведущим в России. «Такое признание сразу же вызвало повышенный интерес к моей деятельности, из этого раздули сенсацию, а некоторые стали завидовать, что помешало мне работать там и дальше, — признаётся мужчина. — Да, мне было интересно работать в течение года на телевидении и делать хорошую программу, но, как оказалось, это пустая трата времени и сил, потому что местные каналы сейчас практически никто не смотрит».

За двадцать лет музыкальной карьеры Виктор неоднократно становился дипломантом и лауреатом различных конкурсов и бардовских фестивалей. В 2014 году вышел в свет его альбом «Проба золотой тишины», а спустя 3 года вместе со своей супругой Анной Виктор записал сборник "В Ростове-на-Дону", возымевший у публики большой успех. Ещё более знаменательным событием стал выпуск альбома "Торжество любви", куда вошли дуэты Виктора с Татьяной Булановой, Эвелиной Бледанс, Анной Калашниковой и Любовью Шепиловой. «Сейчас мы с Аней работаем над следующим сборником, — приоткрывает завесу тайны артист. — Поскольку львиная доля слушателей — всё-таки женщины, и стихи, и музыку к моим песням сочиняет жена, она же является правообладателем, а я их только исполняю. Аня пишет и сценарии для клипов, которых у нас пока немного, потому что съёмки — довольно дорогое удовольствие. К слову, студийная запись одной песни обходится примерно в сто тысяч, а если это дуэт со звездой, к этой сумме нужно добавить ещё десятки тысяч, но уже не рублей, а долларов».

И всё же в городе с высоким уровнем безработицы, где даже многие здоровые люди с трудом находят работу, слепой музыкант смог реализовать свой творческий потенциал и материально обеспечить себя и свою семью, а у Анны и Виктора, к слову, трое маленьких сыновей. «Музыка должна кормить исполнителя, в противном случае, он делает что-то неправильно, — убеждён певец. — К сожалению, на уровень гастролей я ещё не вышел, но очень надеюсь, что всё ещё впереди! А пока стараюсь работать в разных условиях, приходилось петь под гитару даже в бане. Не гнушаюсь и выступлений на корпоративах, свадьбах и прочих торжествах, напротив, хотелось бы, чтобы их было побольше. Я считаю, что для певца вовсе не зазорно выступать на подобных мероприятиях».

Сегодня на официальный ютюб-канал Виктора Тартанова подписано почти две тысячи человек. Собственной студии у музыканта, к сожалению, пока нет, поэтому практически все песни он записывает в Москве, где часто бывает по делам. «Многим кажется, что массовому слушателю можно угодить тремя аккордами, но это не так: чтобы создать хит, нужно вложить в него душу, — говорит Виктор. — Если мелодия цепляет, а текст понятен и близок по содержанию широкой аудитории, песня имеет большие шансы на успех, хотя многое, безусловно, зависит от исполнителя: прежде всего, он должен быть личностью, которой есть что сказать этому миру. Когда человек вкладывает в исполнение собственные эмоции, пропускает песню через себя, остаться равнодушным просто невозможно! При этом петь он может на весьма примитивном уровне. Марк Бернес, Леонид Утёсов и Виктор Цой, например, не имели никаких выдающихся вокальных данных, но их слушали все. Да, они не умели петь, но это не помешало им стать популярными. Да и сложные вокальные партии сегодня вряд ли кто-то оценит. Помимо прочего, музыка, на мой взгляд, должна воспитывать, учить, поэтому у меня в репертуаре есть несколько патриотических песен. Только ради них стоит жить, ведь они несут тот смысл, который сегодня так необходим обществу!»