Найти в Дзене

Счастье Ирины Чупрыновой

Оглавление

Когда с самого детства человека преследуют серьёзные проблемы со здоровьем, у него только два пути: либо сдаться и стать инвалидом , либо бороться изо всех сил и карабкаться на вершину, которую он сам себе определил. Свою историю нашему журналу рассказала незрячая москвичка, красавица, счастливая мама и спортсменка Ирина Чупрынова. Думаю, её размышления о жизни и о себе не оставят вас равнодушными.

Мечтала вырваться в зрячий мир

Зрение девушка начала терять в 4 года. По словам врачей, вероятнее всего, прививка АКДС вызвала воспаление в мозге, что, в свою очередь, спровоцировало атрофию зрительного нерва . Родители замечали неладное, но не могли понять, в чём дело, ведь раньше они с этой проблемой не сталкивались.

«На один глаз зрение у меня упало сразу, а второй видел, правда, лишь несколько процентов. Может, это кого-то удивит или даже ужаснёт, но видеть одним глазом для меня вообще не проблема, а счастье — видеть двумя — я уже и не помню. Примерно к 15-годам я окончательно потеряла зрение, но слепота — не самое страшное, что со мной произошло. В детстве у меня была куча очень серьёзных «болячек». Мама меня и травками разными лечила, и голодала я по определённой схеме, но реально поставил меня на ноги лишь аппликатор Кузнецова. Конечно, при этом я пахала, как конь, вложилась в лечение по полной программе и вырвала своё здоровье! Может, и зрение удалось бы восстановить хотя бы частично, продержись я ещё хотя бы полгода-год, но в 17-ть лет я поняла, что устала и не хочу больше бороться за возможность видеть».

Родители отдали любимую дочку в Московскую школу-интернат №1. Правда, в отличие от некоторых одноклассников Иришка каждый день уезжала домой, а не оставалась на ночь. Теперь о школьных годах девушка вспоминает с большой теплотой.

«В интернате нам методично прививали мысль о том, что мы должны быть образованными, разносторонними, Что нужно уметь превращать свои недостатки в достоинства. У нас была очень классная воспитательница, с которой мы гуляли на площадках, катались на санках, всю осень и весну, по понедельникам и четвергам отправлялись на ВДНХ и в Сокольники, где нас ждали атракционы: американские горки, «Колесо обозрения», «Корабль мечты», “Энтерпрайз”… Накатались мы на них, конечно, вдоволь! Уроки литературы пролетали незаметно, так как класс у нас был читающий, и мы просто обожали обсуждать с учительницей разные книги. Физкультуру преподавал бывший спецназовец, высокий, статный, подтянутый. Наверное, благодаря ему я и полюбила спорт, а за счёт высокого уровня знаний, полученных от нашего историка, практически без подготовки поступила в МГУ. Мы с ребятами очень любили играть в домино, я посещала кружок лепки из глины, и, надо сказать, у меня неплохо получалось. В общем, замечательное было время, но даже. несмотря на это. я мечтала поскорее вырваться из интерната в зрячий мир».

-2

Изначально девушка собиралась поступать на мехмат, но походив на подготовительные курсы при университете, поняла, что не потянет требуемый уровень математики, и незадолго до выпускного решила подавать документы на юридический факультет.

«Я всегда думала, что МГУ — это нереально круто, и потому ни секундочки не пожалела, что была студенткой самого престижного вуза страны. Учёба в МГУ — это золотая пора моей жизни! У нас были реально классные преподы, но я вспоминаю не столько саму учёбу, сколько то удивительное состояние, когда ты ещё не взрослый, но уже и не ребёнок. Ты живёшь в этой эйфории, полный надежд, радости, спишь по 2 часа в сутки, пьёшь несладкий кофе, ешь «доширак», считаешь копейки в университетской столовой, зато вместе с одногруппниками читаешь, готовишься к сессии, обсуждаешь с ними последние новости, гуляешь и поёшь под гитару… Жаль, что те годы нельзя вернуть! И всё-таки хорошо, что я не испугалась, поступила и прошла этот путь до конца».

Деньги дают свободу

Устроиться на работу девушке удалось не сразу — хотелось найти занятие по душе, это как замуж по любви выйти. Но время шло, подходящих вакансий не попадалось, а надо было зарабатывать. Пришлось согласиться на должность оператора колл-центра. Позже она работала на контроле качества звонков в частной фирме, давала уроки по освоению компьютера незрячим детям, возглавляла отдел программистов и попробовала себя в качестве бизнес-тренера в небезызвестном ныне международном проекте «Диалог в темноте».

«Нас обучали специалисты из Германии, сам основатель проекта приезжал в Москву. Но это всё же не моё. Я не люблю Офисную работу: жесткий график, гвалт. В Москве незрячий всегда найдёт себе применение. Здесь невозможно сидеть дома. Я знаю многих ребят, которые добиваются высот, и очень уважаю их. А сколько среди них приезжих, и ведь они даже квартиры берут в ипотеку!

Я хочу много зарабатывать. Деньги дают свободу: можно жить не в тесной квартире, а в собственном доме, ездить на такси или купить авто с личным водителем, иметь много детей, дать им достойное образование, пользоваться услугами персонального сопровождающего, няни и домработницы, которая мне и уборку, и стирку организует, и я не буду волноваться за то, что, возможно, где-то пятна остались. Деньги мне зрение не вернут, но они могут обеспечить комфорт. Когда есть деньги, жить гораздо легче.

Работа, на мой взгляд, непременно должна приносить удовольствие. Ведь если платят много, но ты своё дело ненавидишь, это значит, что ты ненавидишь жизнь, потому что работа занимает огромную её часть. Говорят, многие миллиардеры стали богатыми только потому, что работали ради интереса, а не ради высоких доходов. Сейчас, находясь в декрете, я потихоньку подыскиваю подходящую вакансию, в первую очередь, обращая внимание на зарплату и график, а какая это будет должность, не столь важно, ведь выбор профессий у нас и так сильно ограничен, и хорошо, что мы хоть как-то можем заработать. Если бы не зрение, я бы, наверное, стала кинологом или системным администратором, а пока самым перспективным направлением для себя и в целом для инвалидов по зрению считаю спорт, хотя мне, быть может, уже поздно думать о карьере спортсменки.

-3

Занимаясь спортом , я отдыхаю душой

За свои 36 лет Ирина занималась разными видами спорта: дзюдо, верховая езда, скалолазание, стрельба из лука, велотандем, а в последнее время посвящает себя футболу для незрячих и, играя за подмосковную команду, готовится к новым стартам.

«В команде 5 человек: зрячий вратарь и четверо игроков с инвалидностью по зрению. Все, кроме вратаря, выходят на поле с чёрными повязками на глазах, чтобы все находились в равных условиях. Мяч звенит, и спортсмены ориентируются исключительно на слух. На международном уровне женские команды по футболу для незрячих только формируются. Мы стоим у истоков этого вида спорта в России. Кстати, я играю именно в футбол для незрячих, а не в голбол. Последний мне не понравился. Там игроки сидят, а мяч можно трогать руками — это совсем не то!

Я бы хотела, чтобы спорт стал моей профессией. Ну и, конечно, мечтаю попасть на паралимпиаду, ведь стать паралимпийцем — всё равно что получить должность гендиректора, а может, даже круче. Жаль, что я не побывала на игре в Австрии — тогда я и не предполагала, что слепые могут играть в футбол. Но кто знает, возможно, в этом смысле у меня всё ещё впереди».

-4

После каждой тренировки Ирина спешит домой, где её ждёт любимая полуторогодовалая дочка, ради которой незрячая спортсменка готова горы свернуть, пусть пока только на скалодроме, где Ирина также регулярно бывает.

«Машунчик — моё всё!»

Я так ждала её! Слава Богу, зрение у Маши отличное. Отныне моя главная задача в жизни — стать достойным примером для дочери, дать ей хорошее образование, желательно, чтобы она тоже поступила в МГУ. Я хочу, чтобы Маша мной гордилась и так же тянулась к спорту. Надеюсь, когда Машуня подрастёт, на скалодром мы с ней будем ходить вместе.»

-5

Ирина считает, что у счастья 3 составляющих: здоровье, финансы и личная жизнь. Однако если здоровье у тебя либо есть, либо нет — тут уж как судьба распорядится, а финансовый успех, напротив, во многом зависят от приложенных человеком усилий, то с выбором спутника жизни всё не так однозначно.

«В юности меня сводили с ума спортсмены и военные, а еще мне безумно нравились хакеры! Теперь мой идеал - это образованный, работящий и целеустремлённый мужчина, желательно придерживающийся здорового образа жизни, с истинно мужским характером, как говорится, со стержнем. Но искать кого-то специально не хочу. Мне кажется, настоящие чувства возникают спонтанно. Возможно, мой мачо где-то уже совсем заждался меня, так что я открыта к новому общению и интересным знакомствам».

Стараюсь быть предельно самостоятельной

По Москве девушка перемещается самостоятельно, хотя и от помощи прохожих, если предлагают, никогда не отказывается, ведь трость — хороший помощник, но человеческое участие ничто не заменит.

«Проще всего ориентироваться на улице, конечно, летом: у тебя открыто лицо, шея, руки, ты чувствуешь малейшее движение воздуха, ощущаешь давление от окружающих предметов. Я даже деревья и припаркованные автомобили слышу. Но это не значит, что я никогда их не задеваю. Особенно сложно зимой, когда снег заглушает пространство, кажется, что вокруг тебя высокие плотные стены. Ну а подземка для меня — дом родной, поэтому сильно блуждать там мне, пожалуй, не приходилось.

Чаще всего прохожие сами предлагают помощь, хотя мама, иногда встречая меня в метро, наблюдала, как люди оглядываются на меня, но проходят мимо. Возможно, просто стесняются или боятся сделать что-то не так, обидеть чем-то. Помогают, как правило, те, чьи родные или знакомые имеют какие-то проблемы со зрением. То есть они с этим уже сталкивались и потому адекватно воспринимают слепых и слабовидящих. Мой брат, например, с детства знаком с моими незрячими друзьями и потому общается с ними как с равными»

«Инвалиды учат общество милосердию»

Одна из подписчиц «Живого журнала» Ирины как-то написала в комментариях, что она с интересом читает её посты, потому что незрячий для неё — человек с другой планеты. К такому определению девушка отнеслась с юмором, ведь отчасти это так и есть.

«Отсутствие зрения — это огромное препятствие в жизни: визуальная составляющая информации тебе недоступна, приходится много запоминать, постоянно просить о помощи… Это проблема, но я стараюсь её не замечать и быть максимально самостоятельной. С моими незрячими друзьями мы о слепоте практически никогда не разговариваем, эта тема давно закрыта, ведь всё равно уже ничего не исправить. Да и говорить о плохом всегда тяжело, потому что ты автоматически попадаешь в категорию неудачников, поэтому я уважаю людей, которые делают то, что хотят в хорошем смысле этого слова, и не парятся над тем, кто и что о них подумает.

Я уже давно свыклась с тем, что не вижу, поэтому на операцию согласилась бы только в том случае, если бы несколько моих знакомых уже прозрели, а на себе ставить эксперименты я не хочу. На мой взгляд, слепота — не самый страшный недуг. У меня есть подруга, которая, помимо того, что не видит, ещё и ходить не может. Вот ей действительно тяжело».

Предназначение инвалидов, по мнению Ирины, в том, чтобы, во-первых, самим совершенствоваться, преодолевая трудности, не озлобиться, не обидеться, быть чистым душой, смириться со своим состоянием, не впасть в уныние, а во-вторых, на своём примере показывать условно здоровым людям, что их проблемы вовсе не проблемы.

«Инвалиды учат общество милосердию, сочувствию, сопереживанию. В ком-то, наверное, мы вызываем только жалость и ничего кроме неё, кто-то, быть может, брезгует даже мимо пройти, а кто-то, напротив, восхищается нашей силой воли и упорством. Безусловно, среди людей с ограниченными возможностями много инфантилов, так как они чуть не до старости предпочитают жить под родительской опекой, и только те, кто стремится к самостоятельности и независимости, достигают вершин!»

Засиживаясь дома, впадаю в уныние

«Многие живут как? Дом, работа, дом. Это ведь так скучно… Меня это больше всего пугает. Если я засиживаюсь дома, то впадаю в уныние, хочется жизнь как-то разукрасить. Тогда я либо отправляюсь с друзьями в какое-нибудь уютное кафе или популярные ныне антикафе, которых в Москве, слава Богу, в изобилии, либо зачитываюсь фэнтези. Любовные романы почему-то меня не слишком увлекают. Ну вот чего интересного в реальном мире? Вообще скукотища. Практически все живут по одному сценарию, разве что спектр увлечений у всех нас более или менее отличаются. Бытовухи я и в жизни насмотрюсь, А фэнтези — это же приключения, волшебство, магия, там нет болезней. Хочется верить, что за гранью нашего мира есть другой фэнтезийный мир, где всё это и впрямь существует.

-6

Но больше всего я люблю путешестовать! Это моя большая страсть: без путешествий в жизни нет драйва. Конечно, я не вижу красоты окружающей природы и архитектуры, зато я слышу пространство, чётко ощущаю почву под ногами, чувствую запахи и наслаждаюсь вкусами местных блюд, ведь в каждой стране своя кухня и необычный способ приготовления. Единственное, о чём я жалею, так это о том, что начала путешествовать только в 30 лет. Надеюсь, судьба ещё предоставит мне не один шанс».

Почти во всех поездках девушку сопровождал папа. Сейчас ему уже тяжело куда-либо выезжать, да и дочка еще маленькая, одну ее пока с бабушкой и дедушкой не оставишь, ей нужна мама, поэтому Ирина ждёт, когда малышка подрастет, чтобы вместе с ней, быть может, объехать весь мир.

Восточная сказка

«Я обожаю море! Оно такое огромное, спокойное, мелодично шуршит камешками… Волны ласково тыкаются тебе в ноги, как собаки, и уносят весь негатив в пучину, растворяют его в бесконечности. Было бы здорово хотя бы на зимние месяцы уезжать из холодной заснеженной Москвы в тёплые края, к морю и солнцу — это моя большая мечта! Мне несколько раз доводилось бывать в Крыму, Сочи и Анапе: там, конечно, классно, но впечатления от заграничных курортов у меня почему-то всегда более яркие. Я заметила, что в Египте, например, даже чайки по-другому кричат, а песок там мягкий-мягкий, как мука. Во всяком случае, в Хургаде, где я отдыхала. Египет — это просто фантастическая восточная сказка! Хотя, как оказалось, иногда там можно и замёрзнуть на пронизывающем ветру, так что в путешествие непременно стоит прихватить кофточку или ветровку.

Мы жили в отеле на первом этаже, вечерами сидели на террасе в плетёных креслах, наслаждались теплом, дышали морским воздухом. С этой террасы можно было по ступенькам спуститься прямо на улицу. Папа рассказывал, что там всё небо усыпано звёздами. Почти весь день мы проводили на пляже в лежаках, под зонтиками, слушали, как буквально в паре метров от нас плещется море, в неограниченном количестве потягивали коктейли со льдом и ели вкуснейшее мороженое. Завтракали мы свежей и ароматной выпечкой, а ужинали приготовленным на гриле мясом.

Удалось мне побывать и на так называемом Райском острове. Мы вместе с другими туристами плыли туда на яхте, а буквально за бортом резвились дельфины. Можно было даже искупаться в открытом море, но я прыгнуть не решилась, зато папу уговорила. Сам остров меня не впечатлил, там было очень жарко, и, по словам папы, среди песка, как свечка, торчала единственная пальма, так что я почти не вылезала из воды.

С местными жителями мы не общались, но персонал там очень доброжелательный, нас обслужили по высшему классу! Когда мы улетали домой, сотрудники аэропорта, увидев, что у меня ограниченные возможности, а папа у меня пожилой, везде нас быстренько без очередей провели, бумаги сами заполнили, проводили до трапа и дали самые лучшие места в самолёте. Казалось бы, Африка, другой континент, а сервис, пожалуй, лучше, чем в родной России».

Вокруг — бескрайнее море

Будучи большой любительницей кошек, Ирина побывала и на острове Кипр — истинной обители усатых-полосатых.

«Мне очень хотелось ознакомиться с культурой Кипра, побывать на острове и ощутить, каково это, когда вокруг тебя бескрайнее море. Кошки там действительно повсюду, их можно встретить даже на пляже. К сожалению, пока мне не удалось побывать в монастыре Святого Николая, который иначе называют кошачьим, но если вдруг появится возможность съездить туда ещё раз, мимо я ни за что не пройду!

Из этой поездки мне, в первую очередь, запомнилась экскурсия по святым местам, ведь Кипр — православная страна, там невероятное количество церквей, храмов и монастырей, хранящих старинные иконы и прочие святыни. На Кипре мне впервые в жизни удалось пощупать маленькую пальму, подняться в горы по серпантину и попробовать местные вкусности. Особенно понравились жареные кольца кальмара, а я обожаю морепродукты, поэтому очень хочу поехать в Таиланд или Вьетнам — там всё это дешёвое, а в Москве, в принципе, можно найти что угодно, но цены сильно кусаются».

Париж был у моих ног

Первый визит в Европу состоялся, когда девушке было всего 17 лет. Тогда в Чехии проходила всемирная выставка, на которой Ирина продемонстрировала свои работы из глины. Но эту поездку она считает несерьёзной, то ли дело недельный тур в Париж!

«За 7 коротких дней, проведённых в сердце Франции, я испытала больше впечатлений, чем за целый год! Когда мы улетали, в Москве было прохладно, даже снег ещё кое-где лежал, а в Париже уже припекало апрельское солнышко, и явственно ощущался жар от асфальта. По городу мы с папой гуляли по путеводителю, никаких специальных экскурсий не заказывали. С одной стороны, это очень удобно, идёшь куда и когда хочешь, с другой, длительные пешие прогулки довольно сильно утомляют.

Разумеется, побывав в мировой столице любви и романтики, мы не могли не подняться на знаменитую Эйфелеву башню. Помню, как стояла у ограждения, а свежий ветер трепал мои волосы. Я тонула в ощущении высоты и причастности к чему-то грандиозному! А подо мной раскинулся Париж: подумать только — великий Париж был у моих ног! Но впечатления от этой поездки, пожалуй, не были бы такими полными, если бы мы не посетили легендарный Собор Парижской Богоматери. Одноимённое произведение Виктора Гюго написано, конечно, шедеврально, и всё же ни одному мастеру не под силу описать словами атмосферу, царящую в Нотр-Даме: шаги гулко отдаются в тишине, слышен шепот людей вокруг, и ощущение огромного пространства... Я присела на скамью в соборе и думала о том, сколько людей до меня сидело на этом самом месте и молило Богоматерь о помощи, сколько скорбей и счастья вместил в себя этот собор!

Приятно удивило, что на Монмартре кто-то играл «Калинку-малинку, кажется, на баяне. В Лувр мы не пошли, но я смогла снаружи прикоснуться к его старинным шершавым стенам. Мы ходили в кафе, пили кофе и ели воздушные круасаны, катались на катере по Сене, и пусть я не видела потрясающих пейзажей по обоим берегам, зато вдоволь смогла насладиться речной прохладой и красивой французской речью. А еще мы с нашей знакомой — русской француженкой — гуляли в Люксембургском саду. Мы сидели на лавочке и болтали, а над нами пролетали самолёты, и я со светлой грустью думала о том, что завтра я улечу в Москву, и кто знает, вернусь ли когда-нибудь в Париж...»

Мальдивы — затерянный рай

Многие считают, что путешествовать бессмысленно, если не видишь окружающей красоты, но, по словам Ирины, мир можно ощущать и через многообразие звуков, калейдоскоп чудесных запахов, огромный спектр неповторимых вкусов и, конечно же, прикосновения. Его можно воспринимать через весеннее солнышко, летний дождик, осенний ветер и зимнюю вьюгу.

«Я мечтаю облететь весь мир: побывать на побережье всех океанов, особенно Тихого, посетить Индию, Испанию, Италию, Грецию, жаркие американские штаты… А ещё очень хочу на Мальдивы: это затерянные в океане островки, где тихо, много солнца и мало, по сравнению с мегаполисом, народа. Очень уж хочется ощутить первозданность этих райских уголков!»


Журнал «Наша жизнь» №6 2018