В истории Германии немало примеров, когда деятели фашистской пропаганды, занимавшие видные посты при Гитлере, не только ушли от правосудия, но и заняли авторитетное место в дальнейшем развитии этой страны.
Буквально на днях руководство Берлинского кинофестиваля обнаружило, что много лет вручает премию, названную именем… фашиста Альфреда Бауэра. В молодости Бауэр вступил в штурмовые отряды, в НСДАП. На Нюрнбергском процессе отряды СА и партия Гитлера, единолично правившая страной, не были признаны преступными организациями. Не подверглись наказанию многие руководящие сотрудники сферы фашистской культуры. Среди них Альфред Бауэр.
С 1942 года он занимал руководящий пост в созданной Геббельсом дирекции кино Третьего рейха. Во главе ведомства Бауэр занимался отбором режиссеров и актеров для проектов, важных для рейха. В частности, он решал, кого освободить от военной службы, а кто должен отправиться на фронт.
Возглавив оргкомитет Берлинского кинофестиваля с 1951 года, Бауэр по 1976 год был одним из важнейших членов его руководства. А после смерти был увековечен вторым по значению призом фестиваля, названным его именем. И только сейчас в 2020 году, благодаря активной журналистской деятельности, руководство осознало необходимость отменить эту премию.
Каннский кинофестиваль тоже мог бы припомнить историю покровительства властей ФРГ фашистским деятелям. В 1947 году в этом городе покончил с собой известный немецкий писатель Клаус Манн. В 1981 году Премию ФИПРЕССИ здесь вручали Иштвану Сабо за фильм «Мефисто» - экранизацию романа К. Манна « Мефисто: история одной карьеры».
У героя романа был прототип Актер Густаф Грюндгенс. Томас и Клаус Манн – отец и сын эмигрировали из фашистской Германии. А Грюндгенс остался и сделал карьеру, занял пост директора Государственного театра в Берлине. Интересно, что прославился он ролью Мефистофеля. Отсюда и название фильма «Мефисто».
После войны Грюнгенс был арестован, но за него вступились высокопоставленные покровители и его реабилитировали. Он занял пост Президента Союза театральных деятелей Германии. Во время гастролей в СССР в 1959 году выступал в Москве и Ленинграде.
Другая судьба постигла роман К. Манна, родственники Грюндгенса судились с издателями книги, выиграли суд. Роман был запрещен.
Кинематографу Германии потребовалось свежее дыхании новой волны, чтобы освободиться от желания властей вновь вернуться к пропаганде фашизма. Но и поныне Германия с трудом избавляется от преступного покровительства фашизму, проявленного уже с первых дней окончания второй мировой войны.
Владимир Жерехов