Хочешь узнать человека – дай ему власть над собой. С народами, похоже, так же. В 1905 году уния, которая объединяла Швецию и Норвегию под властью одного конунга, распалась. Норвегия получила отдельного от Швеции монарха, принца датского.
Около ста лет назад народ с воодушевлением освобождался от власти принцев датских в пользу конунгов шведских, но после 1905 года произошло нечто особенное и настолько новое, что именно с этой точки отсчитывают историю свободного королевства.
Два человека предприняли попытку создать норвежский язык. Такого ещё Норвегия не знала. Сначала объединили датский и шведский алфавиты. Попытка оказалась не то чтобы удачной. Единого государственного языка в единой Норвегии до сих пор нет.
Один диалект основали из датского языка, другой – непонятно из какого. До сих пор государственного стандарта нет, а в каждой семье говорят на своих диалектах. За семь лет читать научиться должны все. Главное – понимать ценники в магазинах, ну и цифры для этого различать. Остальное калькулятор сделает.
Научить детей читать и считать в пределах ценников магазинов – это цель государственной программы начального школьного образования. В России начальная школа длится четыре года, в Норвегии – семь.
Здесь по закону нельзя напрягать детей. В школах висят объявления: "Если родители будут заставлять тебя делать уроки, доложи, и мы избавим тебя от таких родителей". Домашних заданий в норвежских школах нет.
В неделю разрешают выучить только пять английских слов — за десять, учителя накажут. Физика, химия, литература в программе отсутствуют. Нельзя заставить ребенка читать в классе вслух. Нужно уединиться с ним, чтобы его не смущать.
Опять же, за семь лет можно успеть. Наизусть заставить выучить стихотворение тоже нельзя. За такие действия родителей наказывают отлучением — отбирают детей. Заставить ребёнка прибрать в классе или дома тоже нельзя — карается законом.
Жизнь норвежских школьников довольно вольготная. Вероятно поэтому, Норвегия и лидирует по индексу человеческого развития. Такого в славную эпоху викингов и представить себе не могли. Один из трёх показателей этого индекса — уровень грамотности общества.
Детей в Норвегии закаливают серьёзно. Мать привлекут к психиатру, если будет лечить ребёнку насморк или заставит мыть руки перед едой. Ребёнка изолируют, ибо подобные психические отклонения матери требуют медикаментозного лечения.
После того как женщины начали борьбу за свои права, норвежские матери не очень расстраиваются, когда у них отбирают детей. Теперь будет время пойти в салон красоты, а после заняться карьерой и ещё выше поднять и без того самый высокий уровень жизни в Норвегии.
Во всяком случае, работники социальных служб пытаются этим утешить русских матерей, которые сходят с ума от того, что у них отобрали детей. Куда детей забирают? В том то и дело, что матерям выплачивают зарплату месяц до родов и 12 месяцев после.
Дальше – точка. Однако, тем, кому органы опеки детей отдают, помимо зарплаты платят такое содержание, о котором родители только мечтать могут, еще и от налогов освобождают. Один миллион рублей в месяц – немалые деньги. В случае если ребёнок вдруг станет инвалидом, пособие значительно вырастет. Дело это столь выгодное, что многие бросают работу и переходят на детский бизнес.
Большие дела успевают люди проворачивать. Дома строят, кредиты выплачивают — выгодно. Интересно, что органы опеки – в основном, частные заведения с собственным оборотом капитала и законами рынка, а дети оказались очень выгодным товаром. Тем более, что с момента рождения в Норвегии дети принадлежат государству.
Вот оно бдительно и следит за собственностью, да так, что в свободном королевстве родители бояться уже шторы в доме опустить. Да и кто они такие? Какие-то биологические производители, правда, очень выгодного товара. В остальном, фьорды на месте. Магазины тоже. Уровень жизни продолжает расти.