Найти в Дзене
Точка ART

Как Ахматовой и Булгакову удалось «раздвинуть» окружающее их пространство

18 августа в Музее Анны Ахматовой в соавторстве с московским музеем Михаила Булгакова открылась выставка «Пятое измерение». Первый после долгого карантина проект в Фонтанном доме посвящен Анне Ахматовой и Михаилу Булгакову. На первый взгляд у ленинградки и москвича, у поэта и прозаика совсем немного общего, но оба они — свидетели одного времени, отразившие судьбу поколения.

Нестор Энгельке «Портреты Анны Ахматовой и Михаила Булгакова в авторской технике» © Пресс-служба Музея Анны Ахматовой
Нестор Энгельке «Портреты Анны Ахматовой и Михаила Булгакова в авторской технике» © Пресс-служба Музея Анны Ахматовой

Их жизненный путь символично представлен архитектором Сергеем Падалко в виде коридора коммунальной квартиры. Его длина у каждого своя: Булгаков проживет всего 49 лет, Ахматова — редкий долгожитель для своего поколения — доживет до 76. Однако проходя по коридору, осторожно открывая двери комнат и заглядывая внутрь, неожиданно видишь все больше и больше параллелей, а затем за сходством проступает поразительно цельный образ эпохи.

Николай Тырса «Портрет Анны Ахматовой», около 1928 © Пресс-служба Музея Анны Ахматовой
Николай Тырса «Портрет Анны Ахматовой», около 1928 © Пресс-служба Музея Анны Ахматовой

В экспозиции более двухсот подлинных предметов из музеев-архивов, библиотек Петербурга, Москвы и Киева, старые предметы быта и фото, предоставленные петербуржцами. Здесь же знаменитый портрет Ахматовой, написанный Модильяни в 1911 году. За створами дверей хроники встреч Ахматовой и Булгакова: знакомство в гостях у художника Радлова в 1933 году, нервные приезды Ахматовой в Москву, когда в 1934 году она сначала борется за арестованного Мандельштама, а уже через год пытается добиться освобождения сына и мужа.

Амадео Модильяни «Портрет Анны Ахматовой (Обнаженная сидящая)», 1911 © Пресс-служба Музея Анны Ахматовой
Амадео Модильяни «Портрет Анны Ахматовой (Обнаженная сидящая)», 1911 © Пресс-служба Музея Анны Ахматовой

Каждая комната — самостоятельное пространство, символично связывающее двух героев. В одной из них спрятано общее прошлое Булгакова и Ахматовой. Мы словно прогуливаемся по закоулкам памяти героев, рассматривая фотографии старого Киева. Изображения предстают как бы в преломлении, отражаются в зеркалах— так обычно всплывают в сознании картины прошлого. Киев сменяется Ленинградом и Москвой 30-х —50-х годов, декорациями литературной жизни, так едко описанной Булгаковым в «Мастере и Маргарите». Здесь и пригласительные на майскую гулянку в ситцевых платьях, и меню на вечерний завтрак, и афиши вечера стихов и песен о великом вожде — все они будто сошли со страниц булгаковского романа.

Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич Булгаковы, середина 1930-х © Пресс-служба Музея Анны Ахматовой
Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич Булгаковы, середина 1930-х © Пресс-служба Музея Анны Ахматовой

Михаил Афанасьевич Булгаковы, середина 1930-х © Пресс-служба Музея Анны Ахматовой
Михаил Афанасьевич Булгаковы, середина 1930-х © Пресс-служба Музея Анны Ахматовой

Тема творчества раскрывается в «Пятом измерении» — пространстве, давшем название всей выставке. В «Пятом измерении» автор воссоединяется с самим собой и может творить. «Пятое измерение» — это умение мастера освободиться от суеты, назойливых родственников, нависающего хлама коммунальной квартиры, превратить диалоги соседей и треск репродуктора в художественный текст. Как Ахматовой и Булгакову удалось «раздвинуть» окружающее их пространство, выйти за его рамки, чтобы сохранить себя, свою творческую свободу в столь кровожадное время?

Сергей Падалко "Эскиз композиции" © Пресс-служба Музея Анны Ахматовой
Сергей Падалко "Эскиз композиции" © Пресс-служба Музея Анны Ахматовой

Читайте дальше по ссылке: https://magazineart.art/exhibition/muzej-anny-ahmatovoj-priglashaet-zagljanut-v-pjatoe-izmerenie/