"1917" - эффектная военная драма Сэма Мендеса о двух британских солдатах, которым нужно успеть доставить приказ, чтобы спасти полторы тысячи человек. Фильм снят так, чтобы создать у зрителя ощущения одного непрерывного кадра. Картина получилась не просто выдающимся визуальным аттракционом, но и по-настоящему личным высказыванием.
В этой статье я хотел бы поподробнее поговорить о методике длинного кадра в кинематографе и о том, как его использование помогло по новому взглянуть на первую мировую войну.
"1917" по жанру не совсем типичная военная драма, а скорее триллер о выживании. В фильме чередуются спокойные сцены с диалогами и адреналиновый экшен. Этим "1917" немного походит на видеоигру, где есть центральный квест и так называемые кат-сцены, объясняющие сюжет. Однако "1917" обладает многими "чисто киношными" достоинствами.
Здесь есть композиционные контрасты: мирные открытые пространства против узких окопов, искренние актёрские работы, музыкальная драматургия, в которой лирические мелодии сменяются напряжёнными фрагментами.
Отдельно хотелось бы отметить потрясающую работу со светом, оператор Роджер Диккенс искусно выделяет светом объекты на которые зритель должен обратить внимание.
Однако главным художественным достижением "1917" стала совместная работа Мендеса и Диккенса по созданию бесконечного длинного кадра. Камера почти всё время следует за героями, если не брать в расчёт искусно спрятанные склейки.
У длинного кадра есть несколько задач, которые этот приём решает. Слоган фильма "1917" "Время - наш главный враг". И с помощью длинного кадра зритель получает возможность прожить каждую секунду фильма вместе с героями.
Реальное ощущение времени заодно помогает накалить атмосферу и создать у зрителя состояние напряжённого ожидания.
В "1917" для нагнетания обстановки используется так называемая глубинная мизансцена. Поскольку авторы не могут сделать склейку, то они разбивают экран на две части, в которой на первом плане протагонист, а на заднем - медленно надвигающаяся угроза.
Полноправным персонажем на ряду с двумя солдатами становится местность. В кадре зритель чаще всего видит серию безжизненных локаций, камера то и дело отвлекается от героев для того чтобы показать ужасы войны. Для "1917" специально были построены десятки локаций, чего только стоят сгоревшие обломки разрушенного города и траншея которая служит фоном для эффектных пролётов камеры.
Будем честны - длинные кадры завораживают. И "1917" кино аттракционное, предназначенное исключительно для большого экрана.
В фильме Мендеса длинный кадр использован в первую очередь как способ приблизить зрителей к героям, показать действия его глазами. Эта картина не о большой истории, а о субъективном опыте одного солдата, не даром камера выключается только в тот момент, когда герой теряет сознание.
В конечном итоге фильм оказывается гуманистическим высказыванием о простом человеке, которому выпало побывать в аду военных действий. Кино, в котором форма идеально соответствует содержанию.