Найти тему
Бесполезные ископаемые

Незаменимый: памяти композитора Мариано Детто

Похоронив эпоху, мы консервируем её звезд и героев. Старея вместе с остальным человечеством, они продолжают оставаться теми молодыми людьми, какими они нам запомнились.

Композитор и аранжировщик Детто Мариано скончался еще в марте, но исчезновение старого итальянца в тогдашней суматохе прошло незамеченным. В основном потому, что период, с которым связано это имя, давно позади. А между тем, не окажись его в нужное время за нужным занятием, поп-культура была бы лишена больших и малых сокровищ, заменить которые было бы нечем даже в ту урожайную пору. а теперь и подавно.

Каких именно, попробуем хотя бы частично, напомнить в этом номере "Бесполезных ископаемых".

Прерывая сотрудничество с одним артистом, этот музыкант неизменно приносил успех другому. С его помощью убедительно и ярко напоминал о себе Марио Дель Монако - эталон старой школы благородного бельканто.

Покинув Клан - творческую лабораторию Челентано, после его ссоры с Доном Баки, синьор Мариано помогал Баттисти довести до совершенства такие грандиозные вещи, как Mi Ritorni In Memte, Aqua Azzura Acuqua Chiara, незабываемую Insieme, написанную тандемом Баттисти-Могол специально для Мины.

Конфликт Челентано с одним из ближайших соратников, перерос в безобразную судебную тяжбу. Яблоком раздора оказалась песенка беседочного типа Canzone, в основе которой три "блатных" аккорда.

По-гоголевски ничтожный повод - кому это петь. Особенно, когда лучше всех Canzone исполнил голосистый Массимо Раньери. Его версия, подхваченная фирмой "Мелодия", пользовалась наибольшей популярностью в Союзе.

Возможно, двум импозантным персонажам просто стало тесно под одной вывеской "Клан Челентано", но Клан лишился и большого специалиста в деле превращения бойких мотивчиков в стопроцентные хиты. Детто Мариано был соавтором L'Immensita, важнейшей песни Дона Баки. Скорей всего, самые эффектные моменты аранжировки этой философской молитвы - дело его рук.

Но главным его подопечным был, конечно, Адриано, которому он подарил совершенно новый и колорит, столь необходимый для перезапуска карьеры. Дюжина классических песен Челентано, кочующих из сборника в сборник, ставших незаменимым символом шестидесятых, обязаны своим неповторимым звучанием гению Детто Мариано.

-2

Шуточные переработки старых рок-н-роллов Эдди Кокрена и Билла Хейли по-прежнему звучат свежо и остроумно. По крайней мере для тех, кто еще способен ценить остроумие и дерзость в лицемерном концлагере действительности. Torna Su Miei Passi - мощнейший манифест консерватора, подкрепляемый чеканным саксом Натале Массары.

Сотрудничество двух дарований в полную силу началось на съемках комедии "Этот странный тип" и длилось до 1967 года.

Этой фазе предшествовал "пробный шар" в виде Ciao, Ciao Amore, не прошедшей мимо стажировавшегося в Италии Магомаева. Любопытно, что двуголосие этой поделки под бойкие шлягеры Нила Седаки, больше напоминает манеру Литтл Тони, но вещь замечательная.

Аккомпанемент группы I Ribelli ("Бунтари") идеально поддерживает вокальную и словесную акробатику Челентано на уровне музыкантов Джеймса Брауна. И борльшую роль в этом напряженном поединке играют клавишные Детто Мариано. Будь-то лирический Sono Un Simpatico - бит в духе Them или Chi Era Lui - размышление верующего человека на музыку маэстро Паоло Конте c хоровым "песняровским" прологом

Они объединились вновь лишь в 1972 году, для работы над номерным Mali Del Secolo . Пластинка получилась не менее разнообразной и актуальной, чем Ragazzo Della Via Gluck. Хотя "Болезни века" были циклом совершенно новых композиций, за исключением самопародии Ready Teddy.

Две самые сильные - Forse Eri Meglio Di Lei и Un Albero Di Trenta Piani, как всегда, о любви и экологии, были роскошно оркестрованы Детто Мариано. Саунд полностью отвечал стандартам и парировал вызовы очередной, триумфальной для Челентано, декады.

Подобно множеству своих итальянских коллег, Детто Мариано активно сотрудничал с кинематографом, время от времени подбрасывая потенциальный хит в стиле "спагетти-поп", исключающем особую оригинальность. Это была качественная поденщина профессионала, который успел показать чего он стоит еще до сорока.

В окружении Челентано таких было много - Мики Дель Прете, Пино Массара, Натале Массара, Джино Сантерколе - похоже на список персонажей политического детектива. Запоминались они сами собой, легко, но кто есть кто - разобраться было сложно. Даже в чередовании имени и фамилии - то Детто Мариано то Мариано Детто, было нечто от итальянской комедии ошибок с заочным привкусом склероза и ностальгии непонятно по чему.

Человек с мафиозным именем Лучано Беретта был автором одной из первых эстрадных песен, посвященных Юрию Гагарину, наряду с польским твистярой "Валентина".

Будущий создатель чудовищных фильмов про зомби-людоедов - Лучо Фульчи открыл Челентано-актера, и сочинил слова песни "Никита-рок" понятно про кого. Но все эти курьезы, типа Челентано с балалайкой, давно обсосаны и обыграны всеми, кому не лень. Дублировать такие подробности, всё равно, что перевешивать труп или куклу, выдавая её за Есенина или Шпаликова. Кто-то поверит, кто-то скажет "срамота". То и другое вполне предсказуемо.

Людей обособленных волнует желание проникнуть в суть чисто музыкального волшебства музыки прошлых лет. Уловить и осмыслить то, что оставалось "за кадром" в горячке подросткового фанатизма, потому что наверстывать упущенное скоро будет совсем поздно и неуместно.

Проблема в том, что люди, которые не очень хорошо разбираются в музыке, сами так не считают. Изощренные артисты часто имеют акдиторию, реагирующую на самые простые слова и комбинации звуков,

Порой достаточно одного имени - "Анджела" или "Сузанна", чтобы самое интересное осталось незамеченным.

Имя Детто Мариано служит паролем, открываюшим врата в прекрасный и яростный мир золотого века итальянской и мировой эстрады.

Detto Mariano ( Mariano Detto ) 27. VII. 1937 - 25. III. 2020)

-3