Найти в Дзене
Этноmix

Магическая скульптура Даши Намдакова

С талантом Даши Намдакова я встречаюсь уже много лет то в Улан-Удэ, то в Монголии, то в Историческом музее на Красной площади, то в Музее искусства народов Востока, то в столице Тывы, Кызыле. Последний раз встретил его работы в Главном Храме вооруженных сил в Кубинке.

Сам Даши признавался, что поначалу рассчитывал, что его работы будет востребованы в Бурятии и монгольском мире, однако все оказалось ровно наоборот.

Даши Намдаков родился в бурятском селе Укурик, в Забайкалье. Полное имя — Дашинима («Даши Нима») — с бур. языка «Удачливое солнце». Являлся шестым ребёнком в многодетной семье Бальжана и Буда-Ханды Намдаковых, у которых родилось восемь детей. Семья скульптора принадлежит к древнему роду кузнецов-дарханов «дархатэ». Отец — Бальжан Намдаков, известный народный мастер — кузнец и художник, занимался написанием буддистских тангк, скульптурой, резьбой по дереву, ткал ковры.

По вероисповеданию Намдаков, как и его родители, является буддистом.

До семи лет Намдаков не говорил по-русски, жил в доме предков. В связи с этим он позже отмечал:

«У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошёл в школу, мне сказали: «Весь мир вмещается в этот лист, всё остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение». И мир ужался в этот лист. Мне 44 года и всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает; всем, что я умею, обязан своим родителям, своей родине. »

Учился в интернате, где из-за строгой дисциплины постоянно находился в состоянии глубокой депрессии. Это вылилось в тяжёлое заболевание желудка и в перенесение четырёх операций, что, однако, не помогло. Болел сурово - с 15 до 22 лет. Вылечила Намдакова шаманка, проведшая сложный обряд. Это оказало влияние на его последующее творчество, поскольку та объяснила ему, что болезнь является платой за разрыв связей с природой. С тех пор Даши считает, что духи ведут его по жизни.

Даши Намдаков начал работать в мастерской бурятского скульптора Г. Г. Васильева в городе Улан-Удэ.

После окончания Красноярского государственного художественного института в 1992 году Даши возвращается в Улан-Удэ, где продолжает работать Здесь же он открыл маленькую (в несколько квадратных метров) ювелирную мастерскую, где занимался изготовлением скульптурных изделий, стилизованных под находки из древних курганов. Позднее он вспоминал: «Эти деньги и часть зарплаты моей супруги, которая тогда работала в Сбербанке, мы тратили на бронзу. А ведь литьё из этого материала — целая технология. Одному это сделать невозможно — нужны люди, которым надо платить зарплату. Я вообще думаю, что скульпторов у нас было бы гораздо больше, если бы можно было проще организовать этот процесс». График его работы в это время был следующим: две недели — изготовление украшений на продажу, следующие две недели — занятие творчеством «для души».

В 2000 году прошла первая персональная выставка Даши Намдакова в Иркутске, которая получила самые высокие оценки и сделала его знаменитым.

Даши Намдаков: «Мое творчество построено на сказаниях Великой степи, где существовал высочайший уровень искусства, сумасшедший уровень красоты - тот же "звериный стиль" кочевников, великая культура - гунны, хунны, саки, от Черного моря до Китая. Это основа. Я много езжу и вижу. Живу в Лондоне, это, видимо, тоже откладывает отпечаток на работы».

Сейчас работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе — в «Тибет-Хаусе» (Нью-Йорк) и «Музее искусств» (Гуанчжоу, Китай). Скульптуры имеются в частных коллекциях В. В. Путина («Стихия»), М. Ш. Шаймиева («Всадник»), Ю. М. Лужкова, Р. А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами Д. Б. Намдакова обладают Герхард Шрёдер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, а также актриса Ума Турман.

С 2004 года живёт и работает в Москве, с 2014 года — в Лондоне.

Скульптуры Д. Б. Намдакова «Маски» и «Актёр» явились призами Всероссийского фестиваля современной драматургии им. Вампилова (Иркутск, 2002, 2003), а скульптура «Хозяин» — Международного фестиваля документального кино в Иркутске (2002). В 2003 году он был награждён серебряной медалью Российской Академии Художеств.

В 2008 г. в Астане, столице Казахстана была установлена первая монументальная работа Даши, скульптура легендарной царицы Томирис (Ханшаим). Согласно преданию, своими многочисленными победами древние предки нынешних казахов кочевники-саки были обязаны мужеству и доблести знаменитой амазонки Томирис. Под ее предводительством разрозненные племена объединились и образовали одно из первых государств на территории Казахстана. Образ Томирис соединен в сознании народа с образом всех легендарных женщин, вошедших в историю страны. Монумент создан как дань уважения женщине — прародительнице и защитнице. Скульптурная композиция стилизована под древние памятники Переднего Востока, отличающиеся грандиозностью и эпической статичностью.

В 2010 г. в «День снежного человека» в знаменитом районе Кемеровской земли – в Горной Шории установили монумент «Золотая Шория». На открытии скульптуры  губернатор Кемеровской области — Аман Тулеев заявил, что она станет особым оберегом и «будет продолжать защищать от бед, горестей и напастей не только Горную Шорию, но и весь шахтёрский край».

В Лондоне 14 апреля 2012 года установили монументальную скульптуру Чингисхана работы Даши Намдакова.

Скульптурный комплекс «Центр Азии», созданный Даши Намдаковым и установленный в 2014 году в столицы Тывы, Кызыле, на берегу Енисея живописно вписался в величественный пейзаж на фоне Саянских гор.

Устремлённый в небо обелиск с навершием в виде фигуры оленя, повторяет заколку скифской царицы. На площади также представлена сцена скифской охоты с барсами. Во время создания этого монумента, Сергей Шойгу уже был министром обороны, по всей видимости именно он помог с установкой данной скульптуры на своей малой родине.

В 2007 году выступил художником фильма режиссёра Сергея Бодрова «Монгол». За свою работу в этом фильме Д. Б. Намдаков получил премию «Ника» «за лучшую работу художника» и премию «Белый слон» Гильдия киноведов и кинокритиков России.

Архитектура здания «Казан» (ныне Центр семьи), созданного по творческому замыслу Даши Намдакова в 2013 г., символизирует чашу. Этот художественный образ связан с большим праздником, дружественным пиром, собирающим вокруг себя друзей. Чаша - символ единения и благопожелания, с древности понятный всем народам.
Расположенный на берегу реки, комплекс стал еще одной архитектурной доминантой города. Его окружает ландшафтная территория, организованная как парк. «Чаша» основного здания по авторскому замыслу дополнена символикой государственных гербов – Республики Татарстан (парные скульптуры«Барс») и столицы, города Казань ( парные скульптуры «Зилант»).

Скульптура «Хранитель Байкала», установленна на острове Ольхон в 2018 году, создана для уникального ландшафта байкальского острова, как культурный объект одной из самых высоких географических точек острова.

Скульптура Трансформация установлена в 2019 году на территории кампуса СФУ в Красноярске.

В 2020 году, 23 августа министр обороны С. Шойгу наградил Намдакова за скульптуру Христа и иные работы по оформлению главного Храма вооруженных сил в Кубинке.

«Думаю, боги обиделись бы на меня, если бы я сказал, что не счастливый человек. Я всегда чувствовал – меня «ведут» по жизни. Мне везло на людей. Я занимаюсь тем, что умею и люблю. Скульптура – это мои стихи, поэзия в объеме. Бывает, люди годами ищут свои почерк, свой стиль. Я никогда его не искал. Писал и творил как дышал - то, чем живу. Это мой мир, который существует у меня внутри.
Но творчество – еще не вся жизнь. Я люблю свою семью, мне нравится путешествовать, я много поездил по свету, с жадностью открывал для себя мир. Мне интересно все в этой жизни, интересно жить
.» Д. Намдаков.