На заре кинематографа первые зрители стали свидетелями, так называемого чуда на экране. На белом полотне внезапно ожили люди, паровозы, экипажи, животные. Первое время это было удивительным зрелищем, но потом однообразие сюжетов, невыразительные формы изображения стали скучны, казалось, новая техническая игрушка стала изживать себя, но в этот момент в кино стали приходить люди, искренне любящие искусство и оно засияло новыми красками.
Одним из таких людей стал Жорж Мельес, который родился в 1861 году. Имея техническое образование, он научился неплохо рисовать, и его всей душой тянуло в творчество.
Забросив свою профессию, он стал работать художником-карикатуристом в газетах и журналах. Это занятие ему быстро наскучило, его тянуло к живым формам искусства, и он поступил в театр, где поначалу работал декоратором, а затем стал режиссером и актером.
Встав на ноги и проявив недюжинные способности в постановке театральных пьес, он становится совладельцем театра, что дало ему возможность финансовой свободы.
Во Франции уже тем временем вовсю набирали популярность кинопросмотры от братьев Люмьер. Мельес заинтересовался диковинной новинкой и решил приобрести себе киноаппарат, но получил от братьев Люмьер отказ, им не нужны были конкуренты. Молодого режиссера это не смутило, и он купил кинокамеру в Англии. Обладая от природы недюжинной фантазией, они сам придумывает интересные сюжеты и сам же снимает по ним короткометражные фильмы.
При натурной съемке одного из сюжетов, у Мельеса сломался киноаппарат, он починил его и продолжил съемку, но после проявки негатива обнаружил довольно необычное явление: омнибус с пассажирами превратился в похоронный катафалк. Мельес сообразил, что при остановке кинокамеры, движение по улице не останавливалось, люди продолжали ходить, транспорт ездить и, когда он вырезал засвеченные кадры и смонтировал пленку, снятое изображение наложилось друг на друга, получился эффект склеенного кадра. Этом метод получил название «стоп-кадра» и впоследствии часто применялся режиссерами, вплоть до наших дней. Этот метод стал основным при съемке и монтаже своих фантастических трюковых фильмов для начинающего кинематографиста и принес ему мировую славу.
Но этим открытием талантливый режиссер не ограничился. Ему принадлежат еще два очень важных эксперимента, в результате которых мир кино увидел замедленную и ускоренную съемку. Рапид и цейтрафер. В наше время мы часто видим эти приемы в кино. Рапид – замедленная съемка, в результате которой достигается более эмоциональное восприятие переживаний героев или же более драматичное изображение сцены на экране. Цейтрафер – ускоренная съемка, это когда по небу быстро летят облака, молниеносно проносятся автомобили, люди, как муравьи, спешат куда-то в невыразимой гонке. Этот прием часто применяют на телевидении, а истоки, как раз уходят во времена экспериментов Жоржа Мельеса.
Но и это еще не все. Мельес первым в истории кинематографа делает попытки создать цветное кино. В своих сказочных фантасмагориях он каждый кадр раскрашивает от руки в разные цвета. Если вспомните, то режиссер Сергей Эйзенштейн в своем фильме «Броненосец Потемкин» использует этот прием, раскрашивая в красный цвет флаг на корабле повстанцев-моряков.
В 1897 году Мельес снимает фильмы «Кабинет Мефистофеля» и «Фауст и Маргарита». В 1898 году на свет появляются ленты «Вильгельм Телль», в 1899 году «Проделки сатаны» и «Золушка». В 1902 году он снял фильм «Путешествие Гулливера в страну лилипутов и в страну гигантов», неоднократно впоследствии переснимаемый. Можно сказать этот римейк делали на протяжении столетия многие режиссеры, в том числе и наш советский кинорежиссер Александр Птушко в 1935 году под названием «Новый Гулливер».
Начало двадцатого века явилось наиболее плодотворным и ярким в творчестве уже получившего известность режиссера. Его технические находки постоянно приводят в удивление и шок зрителей его картин. Фильмы «Человек-оркестр» и «Человек с резиновой головой», «Путешествие на Луну» получают оглушительный успех.
Опьяненный успехом Мельес создает свою собственную кинофирму под названием «Старфильм».
Будущее кажется ему невероятно успешным, но в его планы вмешивается, как говорится, судьба-злодейка. Мельес не защитил свои открытия патентным правом и его технические изобретения в области комбинированных съемок вызвали огромную волну подражаний со стороны конкурентов. Мельес вступил с ними в борьбу, но не хотел менять стиль своих феерий, более походивших на яркие театральные постановки, а прогресс, тем временем, шел вперед. Зрителей стали приучать к более быстрой смене планов и более реалистичной игре актеров при наличии специально написанных сценариев для кино. В итоге Мельес, отличный художник и режиссер, но не разбирающийся в вопросах бизнеса, потерпел крах. Его кинофирма обанкротилась и ему пришлось перебраться наемным режиссером к братьям Пате.
На своем творческом веку он занимал немало престижных кинематографических должностей – стал первым президентом французского кинематографического синдиката, председателем многочисленных кино конгрессов, ввел впервые в кино перфорацию на пленке (мелкие вырезы по краям пленки, существующие для прокрутки ее в киноаппарате) .
Но судьба-злодейка в финале жизни снова настигла его. Мельес не смог приспособится к невероятно быстрому развитию кинематографа, оставаясь все тем же фокусником с наивными преставлениями о создании фильмов, и стал невостребованным.
Жестокий кинобизнес выкинул его на обочину и последние годы своей жизни гениальный фантазер, выдумщик и новатор кино провел, продавая игрушки на железнодорожном вокзале Парижа.
Умер Жорж Мельес в 1938 году, оставив после себя богатое творческое наследство, которым до наших дней пользуются все кинематографисты мира. А нам следует знать и помнить, тех энтузиастов, которые стали основателями многих приемов в кино, которыми мы по сей день засматриваемся. Он бы пионером кинофантастики и открыл одним из первых в мире киностудию.