Найти в Дзене
Георгий Тахохов

Осетинский массовый танец Симд

Как многозначно мировосприятие человека, так разнообразны варианты древнего Симда.

Будучи первоначально мужским, аланский Симд имел несколько вариантов.

  • Мужской, характеризующийся порывистыми движениями танцоров, демонстрирующих свою силу, ловкость, храбрость. При его исполнении используется множество поворотов, прыжков на «полупальцах» и «пальцах», которые особенно удобно выполнять в знаменитых кавказских ичигах.
  • Нартовский Симд – уникальный образец хореографического искусства Осетии. Как утверждают исследователи, буквальный перевод его аланского названия – двухъярусный. Есть и другое значение: массовый, народный.

Он исполнялся только под Новый год, и право участия в этом круговом своеобразном хороводе предоставлялось только зрелым состоявшимся мужчинам, достигшим возраста 35–40 лет. Осетинская музыка Симд добавляла настроения и поднимала дух состязательности.

Танец алан Симд требовал силы, ловкости и выносливости. Его исполняли вокруг костра, огонь которого олицетворял животворящее солнце. Движения были неспешными, наполненными гордостью и достоинством. Особое внимание в мужской партии уделялось ногам. Руки «помогали» и дополняли хореографический рисунок.

Позднее осетинский народный танец Симд стал завершать любое гуляние или празднество. Со временем было разрешено участвовать и юношам. Он был настолько массовым, что отмечались факты, когда одновременно его исполняли более двухсот человек.

  • Известны и другие варианты любимого танца: Нагуай симд («Симд на одной ноге») Тымбыл симд («Круговой симд») и другие.
  • Искусствоведы и этнографы считают, что одним из вариантов симда, осетинского танца, является еще один массовый танец «Чепена» — образец всеобщего веселья, исполнявшийся также только мужчинами.
Время вносило свои коррективы, и в танцевальном рисунке появилась женская партия. Первоначально участие женщин ограничивалось мягким скольжением вокруг «мужской башни». Позднее мужчины верхнего круга спускались вниз, создавая единый круг с нижним ярусом, после чего вливались в женский, превращая танец в парный.
Время вносило свои коррективы, и в танцевальном рисунке появилась женская партия. Первоначально участие женщин ограничивалось мягким скольжением вокруг «мужской башни». Позднее мужчины верхнего круга спускались вниз, создавая единый круг с нижним ярусом, после чего вливались в женский, превращая танец в парный.

При этом их движения рядом с девушками становились плавными и осторожными, а все поведение участника демонстрировало глубокое уважение к партнерше. Нарочито длинные рукава не позволяли молодому человеку касаться девушки, а белый наряд говорил о ее чистоте и непорочности.

Особенности женского исполнения

Женская партия отличалась удивительно нежным, мягким движением рук, которые взмывали вверх, как крылья лебедя, а передвижения девушек были удивительными, словно скользящими по поверхности земли.
Женская партия отличалась удивительно нежным, мягким движением рук, которые взмывали вверх, как крылья лебедя, а передвижения девушек были удивительными, словно скользящими по поверхности земли.

Чтобы добиться такого необыкновенного, как будто парящего скольжения и плавности, они выполняли специальные упражнения для грациозного исполнения Симд, мелодия которого должна была подчеркнуть их красоту и благородство. Особое значение придается гибкости и выразительности рук, играющих главную роль в женском танце.

Несмотря на вносившиеся изменения, неизменным осталось число танцоров – оно всегда четное, даже когда участвовали только мужчины. Впоследствии в нем стали участвовать женщины, с которыми образовывали 6 до 12 пар.