Найти в Дзене
Георгий Тахохов

Осетинский массовый танец Симд

Как многозначно мировосприятие человека, так разнообразны варианты древнего Симда.
Будучи первоначально мужским, аланский Симд имел несколько вариантов.
Мужской, характеризующийся порывистыми движениями танцоров, демонстрирующих свою силу, ловкость, храбрость. При его исполнении используется множество поворотов, прыжков на «полупальцах» и «пальцах», которые особенно удобно выполнять в знаменитых

Как многозначно мировосприятие человека, так разнообразны варианты древнего Симда.

Будучи первоначально мужским, аланский Симд имел несколько вариантов.

  • Мужской, характеризующийся порывистыми движениями танцоров, демонстрирующих свою силу, ловкость, храбрость. При его исполнении используется множество поворотов, прыжков на «полупальцах» и «пальцах», которые особенно удобно выполнять в знаменитых кавказских ичигах.
  • Нартовский Симд – уникальный образец хореографического искусства Осетии. Как утверждают исследователи, буквальный перевод его аланского названия – двухъярусный. Есть и другое значение: массовый, народный.

Он исполнялся только под Новый год, и право участия в этом круговом своеобразном хороводе предоставлялось только зрелым состоявшимся мужчинам, достигшим возраста 35–40 лет. Осетинская музыка Симд добавляла настроения и поднимала дух состязательности.

Танец алан Симд требовал силы, ловкости и выносливости. Его исполняли вокруг костра, огонь которого олицетворял животворящее солнце. Движения были неспешными, наполненными гордостью и достоинством. Особое внимание в мужской партии уделялось ногам. Руки «помогали» и дополняли хореографический рисунок.

Позднее осетинский народный танец Симд стал завершать любое гуляние или празднество. Со временем было разрешено участвовать и юношам. Он был настолько массовым, что отмечались факты, когда одновременно его исполняли более двухсот человек.

  • Известны и другие варианты любимого танца: Нагуай симд («Симд на одной ноге») Тымбыл симд («Круговой симд») и другие.
  • Искусствоведы и этнографы считают, что одним из вариантов симда, осетинского танца, является еще один массовый танец «Чепена» — образец всеобщего веселья, исполнявшийся также только мужчинами.
Время вносило свои коррективы, и в танцевальном рисунке появилась женская партия. Первоначально участие женщин ограничивалось мягким скольжением вокруг «мужской башни». Позднее мужчины верхнего круга спускались вниз, создавая единый круг с нижним ярусом, после чего вливались в женский, превращая танец в парный.
Время вносило свои коррективы, и в танцевальном рисунке появилась женская партия. Первоначально участие женщин ограничивалось мягким скольжением вокруг «мужской башни». Позднее мужчины верхнего круга спускались вниз, создавая единый круг с нижним ярусом, после чего вливались в женский, превращая танец в парный.

При этом их движения рядом с девушками становились плавными и осторожными, а все поведение участника демонстрировало глубокое уважение к партнерше. Нарочито длинные рукава не позволяли молодому человеку касаться девушки, а белый наряд говорил о ее чистоте и непорочности.

Особенности женского исполнения

Женская партия отличалась удивительно нежным, мягким движением рук, которые взмывали вверх, как крылья лебедя, а передвижения девушек были удивительными, словно скользящими по поверхности земли.
Женская партия отличалась удивительно нежным, мягким движением рук, которые взмывали вверх, как крылья лебедя, а передвижения девушек были удивительными, словно скользящими по поверхности земли.

Чтобы добиться такого необыкновенного, как будто парящего скольжения и плавности, они выполняли специальные упражнения для грациозного исполнения Симд, мелодия которого должна была подчеркнуть их красоту и благородство. Особое значение придается гибкости и выразительности рук, играющих главную роль в женском танце.

Несмотря на вносившиеся изменения, неизменным осталось число танцоров – оно всегда четное, даже когда участвовали только мужчины. Впоследствии в нем стали участвовать женщины, с которыми образовывали 6 до 12 пар.