Найти в Дзене
Евгений Русейкин

Как договориться с ребенком и воспитать личность. Топ рабочих инструментов от папы.

Все, что здесь написано – рабочие инструменты, которые я успешно применяю в жизни. Мне 34, моей дочери 4 года. С женой в разводе, но с ребенком общаюсь регулярно. 2,5 года я увлекаюсь психологией взаимоотношений и сейчас успешно выстраиваю со своим ребенком жизненные процессы папа-дочь. При этом ребенок меня слушает и воспринимает все, что я говорю. С ее мамой ситуация обстоит иначе – ребенок много сопротивляется и, в простонародье, хулиганит. КПД в их взаимоотношениях процентов 30-40. Нет, нисколько не принижаю достоинства бывшей жены, она всего лишь выбрала одну из моделей воспитания, которую ошибочно выбирают многие родители и удивляются, что у них ничего не получается, а дети вырастают либо беспомощными, либо злыми, либо с заниженной самооценкой. Список длинный. Знакомая история, да? И таких историй я вижу пачками. Итак, ближе к теме. Если выбирать модель взаимоотношений с ребенком с позиции силы – вы мало чего добьетесь и не вырастите полноценную личность.
Оглавление

Все, что здесь написано – рабочие инструменты, которые я успешно применяю в жизни.

Мне 34, моей дочери 4 года. С женой в разводе, но с ребенком общаюсь регулярно.

2,5 года я увлекаюсь психологией взаимоотношений и сейчас успешно выстраиваю со своим ребенком жизненные процессы папа-дочь. При этом ребенок меня слушает и воспринимает все, что я говорю. С ее мамой ситуация обстоит иначе – ребенок много сопротивляется и, в простонародье, хулиганит. КПД в их взаимоотношениях процентов 30-40.

Нет, нисколько не принижаю достоинства бывшей жены, она всего лишь выбрала одну из моделей воспитания, которую ошибочно выбирают многие родители и удивляются, что у них ничего не получается, а дети вырастают либо беспомощными, либо злыми, либо с заниженной самооценкой. Список длинный.

Знакомая история, да?

И таких историй я вижу пачками.

Итак, ближе к теме.

Если выбирать модель взаимоотношений с ребенком с позиции силы – вы мало чего добьетесь и не вырастите полноценную личность. Потом не удивляйтесь, что во взрослой жизни ребенок с вами не будет общаться, конфликты 24/7 и неустроенность в жизни.

Моя модель – это договариваться с ребенком. Всегда идти с ним на сотрудничество и взаимодействие.

И вот список того, что я НЕ делаю. Потом будет список того, что я применяю. Успешно, на практике.

1. Манипуляции. «Если ты не съешь эту кашу, гулять не пойдешь!» Вы за тарелку каши серьезно решили продать ребенку эмоции от прогулки? Поверьте, чуть позже ребенок будет вами точно также манипулировать: «Если вы мне не дадите денег, значит вы меня не любите».

2. Сравнение с другими детьми. Это вообще топчик. «Вот Сашенька из соседнего двора хороший: кушает все и слушается.» Вы серьезно считаете своего ребенка хуже соседского? И во взрослой жизни ваше дите будет сравнивать себя с другими, зарабатывая комплекс неполноценности, низкую самооценку. Даже если он добьется крутых результатов в учебе, финансах, личной жизни – он не будет до конца удовлетворен, думая, что кто-то лучше, чем он. Напряжения в жизни выше крыши. С ума сойти можно.

3. Страх наказания. «Ремень, угол. Что там еще? На коленях на горохе стоять? Я у тебя игрушки отберу.» Список бесконечный. И часто за любую «провинность» - пролил воду, уронил что-то. Сразу наказание. И в будущем мы получаем человека, который боится совершать ошибки и потому ничего не делает. И ничего не добивается в жизни.

4. Чужое мнение. Ребенок захотел одеть пижаму с красными носками и кататься на зеленой капибаре? А вы ему: «А что скажут в садике/школе/на улице и так далее?». И начинаете его переодевать под «нормы общества». И все, добро пожаловать в новый мир, неуверенный в себе человек со страхом чужого мнения. Друзья, это вы боитесь, что кто-то что-то скажет. Потому и живете часто скроооомненько.

5. Физические наказания. Девочек бить нельзя! Вообще, никогда. Во-первых – ей еще рожать, а неудачный удар может привести к печальным результатам для половой системы. Во-вторых, когда она будет в сознательном возрасте строить отношения с мужчиной, подсознательно она будет искать такого, который способен ее ударить. Или сама будет на это провоцировать. Я знаю, как это случается. И поверьте, могут быть страшные последствия. С мальчиками несколько иначе. На мой взгляд, мальчик должен понимать, что в мужском мире может прилететь. Надо аккуратно. Лучше отдайте в спорт.

6. Ведем маленького ребенка к психологу и ищем в нем проблемы. Лечим. Это самая грубая ошибка.

Ну а теперь полезные советы.

Как я успешно выстраиваю отношения с дочкой?

Прежде всего я понимаю, что это ребенок, а взрослый здесь я. И только я несу ответственность за все ее ошибки, пока она маленькая.

1. Уважение и безусловная любовь. Я уважаю своего ребенка как человека и как личность. Поэтому никаких манипуляций. Только договариваться. Не хочет есть кашу? Тут же вопрос: почему? Часто ответа не последует. И ребенок спокойно доедает кашу. Ну или не доедает. В этом случае даю ей понять, что забочусь о ней и кашу нужно покушать из пользы. Пример: «Доченька, поешь хорошо кашу и потом мы с тобой пойдем гулять. Даже если ты ее не съешь, мы все равно пойдем гулять. Но я хочу, чтобы у тебя были силы гулять долго, и ты была здоровая.» Через 10 минут пустая тарелка отправляется в мойку, а ребенок готовый стоит на пороге.

2. Я не сравниваю дочь с другими детьми. Никогда. Во-первых, мой ребенок - это отдельная личность со своим характером, темпераментом и уровнем развития. Она все равно для меня лучше всех. И если с кем-то ребенка сравнивать, то только с собой. Например, не убирает игрушки: «Доченька, ты вчера так классно сложила игрушки. Сегодня получиться лучше?» И я знаю, что получится. Дайте ребенку понять, что каждый новый день он должен быть лучше себя вчерашнего. Но никак не сравнивать с другими детьми. Это тоже самое, что оценивать рыбу по ее умению скакать по деревьям.

3. Вместо наказаний – ответственность. Объясните ребенку, что за каждое действие и слово он несет ответственность. Пролил ведерко с водой: пусть убирает, но объясняйте не криком, а спокойно, что нужно быть осторожным. Иначе он может пораниться, могут пораниться другие. Банально потеряет много времени на уборку или восстановление порядка.

4. Не пугайте ребенка чужим мнением. Наплевать, что думают о вас другие. Если о вас говорят, значит вы не вписываетесь в картину мира чужих людей, но это не ваша забота. И не забота вашего ребенка. Человек либо растет сильной личностью и счастливым, либо вечно боится проявить себя и свои таланты. Для всех хорошим не будешь.

Важно: поведение ребенка и ваше не должно причинять вред другим.

5. Физические наказания – в топку. Можно голос повысить. Но не орать как резаный. Тут все понятно.

6. Все психологические проблемы ребенка идут от родителей. Всегда. И кто первый должен идти к психологу – это только вы, родители. Проработаетесь у психолога вы, поверьте, многое уйдет у ребенка. Из практики: одна женщина жаловалась – сын не хочет учиться и постоянные скандалы, война, одним словом. Женщина прошла программу по психологии, проработалась. Спустя месяц или два рассказала, что с сыном конфликтов нет, учеба на высоте. А до этого таскала его по детским психологам и все безрезультатно. Все начинаем с себя.

Это то, чем я пользуюсь каждый раз, когда мы общаемся с дочкой. Будьте креативными, придумывайте, как сотрудничать с ребенком, а не воевать. Поверьте, от него вы получите любовь и уважение.

И еще, в подарок, топ фраз, которые надо говорить всегда:

1. Я тебя люблю. Всегда и при любых обстоятельствах.

2. Я уважаю твое мнение.

3. Я горжусь тобой.

4. Спасибо.

5. Пожалуйста.

6. Давай сделаем это вместе.

7. У тебя классно получилось и получится еще лучше. Попробуй еще раз.

8. Не сдавайся. Не все получается сразу.

9. У тебя получится.

10. Ты достоин/достойна…