Многие пилоты, попадая в Формулу-1, обретают огромное количество поклонников, а уж если он затем становится чемпионом мира, так и вовсе становится легендой, которую могут почитать как Бога. Однако в истории королевского класса был чемпион, который, несмотря на свои выдающиеся заслуги, так и не смог завоевать любовь фанатов автоспорта.
Сегодня мы вспомним нелёгкий карьерный путь знаменитого бразильского "Перчика" - трёхкратного чемпиона мира Формулы-1 Нельсона Пике.
Нельсон Пике родился 17 августа 1952 года в Рио-де-Жанейро. Он был младшим ребёнком в семье бразильского политика Эстасио Гонсалвеса Сотомайора: у Нельсона есть два старших брата, Алексис и Джеральдо, а также сестра Дженуза. В 1960 году семья переехала в только что построенную столицу Бразилиа, а затем отец нашего героя отправил своего младшего сына на обучение в теннисную школу в американской Атланте.
Играл Нельсон весьма неплохо, однако к середине 1960-х ему наскучил теннис и когда он вернулся в Бразилию, то переключил всё своё внимание на картинг. Правда, для этого ему пришлось взять девичью фамилию матери - Пике, чтобы не скомпрометировать политическую карьеру отца.
Первые успехи не заставили себя долго ждать - в 1971 и 1972 годах он становился чемпионом Бразилии по картингу, однако затем Нельсон был вынужден временно уйти из гонок, устроившись работать в автомастерскую, чтобы заработать денег на продолжение карьеры. В 1976-ом он триумфально вернулся, выиграв чемпионат Formula Super Vee, после чего, отправился покорять Европу.
В 1977 году он сходу завоёвывает "бронзу" по итогам европейской Формулы-3, а в 1978-ом - становится чемпионом в Британской "трёшке". В том же сезоне состоялся дебют Нельсона в королевском классе: на Гран-при Германии в Хоккенхайме он защищал цвета команды Ensign и ехал на вполне достойном, для уровня болида, 12 месте, пока не отказал двигатель.
Следующие 3 гонки Пике провёл уже за BS Fabrications, использующей устаревшие болиды McLaren. В Монце ему удалось финишировать на высоком 9 месте, после чего получил приглашение не от кого-нибудь, а от самого Берни Экклстоуна, являвшимся на тот момент владельцем команды Brabham!
Коллектив набирающего своё могущество британца был одним из лидеров чемпионата, однако в сезоне 1979 года постоянно ломающиеся двигатели Alfa Romeo портили всю картину. В результате, приехать в очки (на тот момент - топ-6), Нельсону Пике удалось лишь один раз, заняв 4 место на Гран-при Нидерландов в Зандвоорте.
Оргвыводы были сделаны и перед началом сезона 1980 года в Brabham отказались от крайне ненадёжных Alfa Romeo в пользу стандартного для тех лет Ford Cosworth DFV. И машина преобразилась: благодаря таланту бразильца и техническому гению конструктора Гордона Марри Пике вошёл в число претендентов на чемпионский титул! Первая победа пришла в Лонг-Бич на Гран-при США-Запад, затем были регулярные попадания в очки и ещё две выигранные гонки в Зандвоорте и Имоле. За два этапа до конца наш герой вырвался в лидеры общего зачёта, но сходы на этапах в Монреале и Уоткинс-Глене перечеркнули надежды на титул, который достался Алану Джонсу.
В 1981-ом Brabham по-прежнему был быстр, но уступал по скорости болидам Williams. Однако Алан Джонс и Карлос Ройтеманн постоянно вставляли друг другу палки в колёса, в результате, с перевесом в одно очко, Нельсон Пике завоевал своё первый чемпионский титул!
К этому моменту мир Формулы-1 постепенно стал переходить на более перспективные турбомоторы и Берни Экклстоун, прекрасно осознавая автоспортивную моду, заключил контракт с BMW. Правда, немецкий двигатель пришлось очень долго "лечить" от детских болезней. Из-за этого, сезон 1982 года оказался полностью провальным. Несмотря на победу в Канаде, герой нашего рассказа занял 11 место в чемпионате, вершиной неудач которого стала непройденная квалификация в Детройте!
Но в 1983 году BMW провела работу над ошибками и несмотря на неважное начало сезона Нельсон Пике во второй раз стал чемпионом мира. К сожалению, следующие два года не принесли желаемых результатов из-за постоянных поломок болида. За это время он одержал три победы, но в 1984-ом он стал пятым по итогам сезона, а в 1985-ом и вовсе восьмым.
Бразилец понял, что надо что-то менять. И когда Фрэнк Уильямс пригласил нашего героя к себе в команду, тот без раздумий согласился. Однако в Williams Пике пришлось столкнуться с ожесточённым сопротивлением со стороны своего нового напарника Найджела Мэнселла. Как результат, владея лучшей машиной в пелетоне, в Williams повторилась ситуация пятилетней давности - пока двое боролись, третий воспользовался ситуацией и выиграл. Тем самым третьим, завоевавшим в 1986 году титул, стал Ален Прост.
Но в 1987-ом даже сам "Профессор" не смог ничего сделать против суперболида Williams. Соответственно, борьба за титул велась исключительно между Нельсоном Пике и Найджелом Мэнселлом, но англичанин попал в серьёзную аварию на Гран-при Японии, пропустив 2 последних этапа и бразилец, освободившись от своего главного конкурента, стал трёхкратным чемпионом мира.
Как это часто бывает, после завоевания чемпионского трофея карточный домик Williams рухнул: Honda решила разорвать контракт с командой, предпочтя их злостных конкурентов из McLaren. Бразилец, видя всю сложность обстановки в коллективе Железного Фрэнка, принял решение уйти в Lotus, откуда, по направлению всё в тот же McLaren, перебрался Айртон Сенна.
Нельсон рассчитывал, что если его соотечественник из Сан-Паулу может бороться за титул за рулём жёлтого болида, то и у него получится. Но Пике ошибся: в 1988-1989 годах именно McLaren стал главной действующей силой Формулы-1, а для Lotus была уготована роль статистов. И если в 1988-ом герою данного повествования ещё удалось 3 раза подняться на подиум, то в 1989-ом, после ухода Honda, не удалось даже этого. Непройденная квалификация в Бельгии только подчеркнула намерения Нельсона уйти из команды и перебраться в куда более крепкий Benetton.
В 1990 году на капитанский мостик Benetton взошёл небезызвестный Флавио Бриаторе и итало-британского коллектив постепенно начал набирать силу. Для Пике сезон получился очень удачным: два подиума в Канаде и Венгрии, а также победы на заключительных гонках в Японии и Австралии позволили бразильцу занять 3 место в чемпионате. В 1991-ом конкуренты подтянулись и оттеснили Нельсона на 6 место в общем зачёте, однако без побед всё же не обошлось - после внезапного схода Найджела Мэнселла на последнем круге нашему герою удаётся выиграть Гран-при Канады.
К этому моменту Пике уже исполнилось 39 лет, он понимал, что тягаться с более молодыми гонщиками ему тяжело, а когда на Гран-при Италии у него появился новый напарник в лице небезызвестного Михаэля Шумахера, наступила окончательная ясность в том, что пришла пора покинуть Формулу-1.
Правда, в 1994 году, после гибели Айртона Сенны, у Нельсона Пике была возможность вернуться - Берни Экклстоун предлагал приличные деньги за возвращение в королевский класс, однако "Перчик" решил отказаться.
Нелюбимый чемпион
Несмотря на очевидные заслуги в автоспорте, мало кто считает Нельсона Пике великим гонщиком, особенно в Бразилии. И не только потому что ему не хватало харизмы Сенны, но и потому что он, в отличии от уроженца Сан-Паулу, не жил одними лишь гонками - любитель женщин, яхт и красивой жизни, Нельсон понимал, что все это надо брать здесь и сейчас.
Но в то же время Пике обладал исключительно сильным характером, который, правда, граничил с маразмом. Помимо того, что Нельсон старался обеспечить себе более выгодные, с финансовой точки зрения, контракты, "Перчик" старался привлекать к себе внимания своими скандальными заявлениями. Так, например, он обзывал жену Найджела Мэнселла уродиной, обвинял Айртона Сенну в гомосексуализме, а Алена Проста - в супружеских изменах. Последнее, кстати, могло быть и реальностью, поскольку в прессе тех времён упорно ходили слухи о романах "Профессора" с женой руководителя McLaren Рона Денниса Лизой, а также с женой спортивного директора Renault Жерара Лярусса.
Газетчики, только что с восторгом слушавшие Пике, на следующий день набрасывались уже на него, обвиняя в грязных интригах. Нельсону только это и надо было - его имя не сходило с газетных полос.
После Формулы-1
Покинув Формулу-1 Нельсон Пике попытался построить свою карьеру в Америке, дважды опробовав проехать легендарные "500 миль Индианаполиса". Но в 1992-ом, попав в аварию на тренировке, он отказался от участия в гонке, а в 1993-ом бразильцу пришлось сойти на 38 круге из-за отказа двигателя. После этого он пробовал гонки класса GT, а в 1996 году, за рулём McLaren GTR, он финишировал восьмым в "24 часах Ле-Мана", но в целом и эта фаза карьеры оказалась безуспешной.
В 2000-ом бразилец был внесён в Международный "Зал Славы Автоспорта", в том же году он основал команду Piquet Sports ради продвижения карьеры своего сына Нельсиньо, который также попадёт в Формулу-1, но не сумеет добиться высот своего отца.
Личная жизнь Нельсона всегда была бурной и интересной. От четырёх жён он имеет семерых детей, самыми известными из которых являются Нельсиньо, о котором мы уже вспоминали, Келли (до недавнего времени встречалась с Даниилом Квятом, во время романа у них родилась дочь Пенелопа) и Педро, который сейчас выступает в Формуле-2.
Вот таким запомнился миру Формулы-1 Нельсон Пике. Несмотря на все свои отрицательные черты характера, он сумел стать одним из лучших гонщиков в истории автоспорта, пусть и не таким как Айртон Сенна, но не менее великим.
А как вы относитесь к Нельсону Пике? Делитесь своим мнением в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал "Max F1 +", чтобы ничего не пропустить!