Найти тему
Max F1 +

Чемпион, которого не любили: история бразильского "Перчика"

Оглавление
Нельсон Пике
Нельсон Пике

Многие пилоты, попадая в Формулу-1, обретают огромное количество поклонников, а уж если он затем становится чемпионом мира, так и вовсе становится легендой, которую могут почитать как Бога. Однако в истории королевского класса был чемпион, который, несмотря на свои выдающиеся заслуги, так и не смог завоевать любовь фанатов автоспорта.

Сегодня мы вспомним нелёгкий карьерный путь знаменитого бразильского "Перчика" - трёхкратного чемпиона мира Формулы-1 Нельсона Пике.

Нельсон Пике родился 17 августа 1952 года в Рио-де-Жанейро. Он был младшим ребёнком в семье бразильского политика Эстасио Гонсалвеса Сотомайора: у Нельсона есть два старших брата, Алексис и Джеральдо, а также сестра Дженуза. В 1960 году семья переехала в только что построенную столицу Бразилиа, а затем отец нашего героя отправил своего младшего сына на обучение в теннисную школу в американской Атланте.

Играл Нельсон весьма неплохо, однако к середине 1960-х ему наскучил теннис и когда он вернулся в Бразилию, то переключил всё своё внимание на картинг. Правда, для этого ему пришлось взять девичью фамилию матери - Пике, чтобы не скомпрометировать политическую карьеру отца.

Нельсон Пике
Нельсон Пике

Первые успехи не заставили себя долго ждать - в 1971 и 1972 годах он становился чемпионом Бразилии по картингу, однако затем Нельсон был вынужден временно уйти из гонок, устроившись работать в автомастерскую, чтобы заработать денег на продолжение карьеры. В 1976-ом он триумфально вернулся, выиграв чемпионат Formula Super Vee, после чего, отправился покорять Европу.

В 1977 году он сходу завоёвывает "бронзу" по итогам европейской Формулы-3, а в 1978-ом - становится чемпионом в Британской "трёшке". В том же сезоне состоялся дебют Нельсона в королевском классе: на Гран-при Германии в Хоккенхайме он защищал цвета команды Ensign и ехал на вполне достойном, для уровня болида, 12 месте, пока не отказал двигатель.

Следующие 3 гонки Пике провёл уже за BS Fabrications, использующей устаревшие болиды McLaren. В Монце ему удалось финишировать на высоком 9 месте, после чего получил приглашение не от кого-нибудь, а от самого Берни Экклстоуна, являвшимся на тот момент владельцем команды Brabham!

Коллектив набирающего своё могущество британца был одним из лидеров чемпионата, однако в сезоне 1979 года постоянно ломающиеся двигатели Alfa Romeo портили всю картину. В результате, приехать в очки (на тот момент - топ-6), Нельсону Пике удалось лишь один раз, заняв 4 место на Гран-при Нидерландов в Зандвоорте.

Нельсон Пике за рулём Brabham BT48. 1979 год
Нельсон Пике за рулём Brabham BT48. 1979 год

Оргвыводы были сделаны и перед началом сезона 1980 года в Brabham отказались от крайне ненадёжных Alfa Romeo в пользу стандартного для тех лет Ford Cosworth DFV. И машина преобразилась: благодаря таланту бразильца и техническому гению конструктора Гордона Марри Пике вошёл в число претендентов на чемпионский титул! Первая победа пришла в Лонг-Бич на Гран-при США-Запад, затем были регулярные попадания в очки и ещё две выигранные гонки в Зандвоорте и Имоле. За два этапа до конца наш герой вырвался в лидеры общего зачёта, но сходы на этапах в Монреале и Уоткинс-Глене перечеркнули надежды на титул, который достался Алану Джонсу.

В 1981-ом Brabham по-прежнему был быстр, но уступал по скорости болидам Williams. Однако Алан Джонс и Карлос Ройтеманн постоянно вставляли друг другу палки в колёса, в результате, с перевесом в одно очко, Нельсон Пике завоевал своё первый чемпионский титул!

К этому моменту мир Формулы-1 постепенно стал переходить на более перспективные турбомоторы и Берни Экклстоун, прекрасно осознавая автоспортивную моду, заключил контракт с BMW. Правда, немецкий двигатель пришлось очень долго "лечить" от детских болезней. Из-за этого, сезон 1982 года оказался полностью провальным. Несмотря на победу в Канаде, герой нашего рассказа занял 11 место в чемпионате, вершиной неудач которого стала непройденная квалификация в Детройте!

Нельсон Пике за рулём Brabham BT52 на Гран-при Монако 1983
Нельсон Пике за рулём Brabham BT52 на Гран-при Монако 1983

Но в 1983 году BMW провела работу над ошибками и несмотря на неважное начало сезона Нельсон Пике во второй раз стал чемпионом мира. К сожалению, следующие два года не принесли желаемых результатов из-за постоянных поломок болида. За это время он одержал три победы, но в 1984-ом он стал пятым по итогам сезона, а в 1985-ом и вовсе восьмым.

Бразилец понял, что надо что-то менять. И когда Фрэнк Уильямс пригласил нашего героя к себе в команду, тот без раздумий согласился. Однако в Williams Пике пришлось столкнуться с ожесточённым сопротивлением со стороны своего нового напарника Найджела Мэнселла. Как результат, владея лучшей машиной в пелетоне, в Williams повторилась ситуация пятилетней давности - пока двое боролись, третий воспользовался ситуацией и выиграл. Тем самым третьим, завоевавшим в 1986 году титул, стал Ален Прост.

Но в 1987-ом даже сам "Профессор" не смог ничего сделать против суперболида Williams. Соответственно, борьба за титул велась исключительно между Нельсоном Пике и Найджелом Мэнселлом, но англичанин попал в серьёзную аварию на Гран-при Японии, пропустив 2 последних этапа и бразилец, освободившись от своего главного конкурента, стал трёхкратным чемпионом мира.

Нельсон Пике за рулём Lotus 100T. 1988 год
Нельсон Пике за рулём Lotus 100T. 1988 год

Как это часто бывает, после завоевания чемпионского трофея карточный домик Williams рухнул: Honda решила разорвать контракт с командой, предпочтя их злостных конкурентов из McLaren. Бразилец, видя всю сложность обстановки в коллективе Железного Фрэнка, принял решение уйти в Lotus, откуда, по направлению всё в тот же McLaren, перебрался Айртон Сенна.

Нельсон рассчитывал, что если его соотечественник из Сан-Паулу может бороться за титул за рулём жёлтого болида, то и у него получится. Но Пике ошибся: в 1988-1989 годах именно McLaren стал главной действующей силой Формулы-1, а для Lotus была уготована роль статистов. И если в 1988-ом герою данного повествования ещё удалось 3 раза подняться на подиум, то в 1989-ом, после ухода Honda, не удалось даже этого. Непройденная квалификация в Бельгии только подчеркнула намерения Нельсона уйти из команды и перебраться в куда более крепкий Benetton.

В 1990 году на капитанский мостик Benetton взошёл небезызвестный Флавио Бриаторе и итало-британского коллектив постепенно начал набирать силу. Для Пике сезон получился очень удачным: два подиума в Канаде и Венгрии, а также победы на заключительных гонках в Японии и Австралии позволили бразильцу занять 3 место в чемпионате. В 1991-ом конкуренты подтянулись и оттеснили Нельсона на 6 место в общем зачёте, однако без побед всё же не обошлось - после внезапного схода Найджела Мэнселла на последнем круге нашему герою удаётся выиграть Гран-при Канады.

Михаэль Шумахер и Нельсон Пике. 1991 год
Михаэль Шумахер и Нельсон Пике. 1991 год

К этому моменту Пике уже исполнилось 39 лет, он понимал, что тягаться с более молодыми гонщиками ему тяжело, а когда на Гран-при Италии у него появился новый напарник в лице небезызвестного Михаэля Шумахера, наступила окончательная ясность в том, что пришла пора покинуть Формулу-1.

Правда, в 1994 году, после гибели Айртона Сенны, у Нельсона Пике была возможность вернуться - Берни Экклстоун предлагал приличные деньги за возвращение в королевский класс, однако "Перчик" решил отказаться.

Нелюбимый чемпион

Несмотря на очевидные заслуги в автоспорте, мало кто считает Нельсона Пике великим гонщиком, особенно в Бразилии. И не только потому что ему не хватало харизмы Сенны, но и потому что он, в отличии от уроженца Сан-Паулу, не жил одними лишь гонками - любитель женщин, яхт и красивой жизни, Нельсон понимал, что все это надо брать здесь и сейчас.

Но в то же время Пике обладал исключительно сильным характером, который, правда, граничил с маразмом. Помимо того, что Нельсон старался обеспечить себе более выгодные, с финансовой точки зрения, контракты, "Перчик" старался привлекать к себе внимания своими скандальными заявлениями. Так, например, он обзывал жену Найджела Мэнселла уродиной, обвинял Айртона Сенну в гомосексуализме, а Алена Проста - в супружеских изменах. Последнее, кстати, могло быть и реальностью, поскольку в прессе тех времён упорно ходили слухи о романах "Профессора" с женой руководителя McLaren Рона Денниса Лизой, а также с женой спортивного директора Renault Жерара Лярусса.

Газетчики, только что с восторгом слушавшие Пике, на следующий день набрасывались уже на него, обвиняя в грязных интригах. Нельсону только это и надо было - его имя не сходило с газетных полос.

После Формулы-1

Нельсон Пике в наши дни
Нельсон Пике в наши дни

Покинув Формулу-1 Нельсон Пике попытался построить свою карьеру в Америке, дважды опробовав проехать легендарные "500 миль Индианаполиса". Но в 1992-ом, попав в аварию на тренировке, он отказался от участия в гонке, а в 1993-ом бразильцу пришлось сойти на 38 круге из-за отказа двигателя. После этого он пробовал гонки класса GT, а в 1996 году, за рулём McLaren GTR, он финишировал восьмым в "24 часах Ле-Мана", но в целом и эта фаза карьеры оказалась безуспешной.

В 2000-ом бразилец был внесён в Международный "Зал Славы Автоспорта", в том же году он основал команду Piquet Sports ради продвижения карьеры своего сына Нельсиньо, который также попадёт в Формулу-1, но не сумеет добиться высот своего отца.

Личная жизнь Нельсона всегда была бурной и интересной. От четырёх жён он имеет семерых детей, самыми известными из которых являются Нельсиньо, о котором мы уже вспоминали, Келли (до недавнего времени встречалась с Даниилом Квятом, во время романа у них родилась дочь Пенелопа) и Педро, который сейчас выступает в Формуле-2.

Вот таким запомнился миру Формулы-1 Нельсон Пике. Несмотря на все свои отрицательные черты характера, он сумел стать одним из лучших гонщиков в истории автоспорта, пусть и не таким как Айртон Сенна, но не менее великим.

А как вы относитесь к Нельсону Пике? Делитесь своим мнением в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал "Max F1 +", чтобы ничего не пропустить!