Найти в Дзене
(не)детское искусство

Скульптуры Джакометти как символ войны и хрупкости человеческой жизни

Оглавление

XX век - время сложное. Войны, революции, резкий скачок технологического прогресса, смена ракурсов, дискурсов и взглядов на жизнь. И Джакометти, словно лакмусовая бумажка - самое настоящее отражение этого безумно сложного столетия.

Автопортрет, 1921
Автопортрет, 1921

Альберто (1901 - 1960) родился в семье художников, так что отец научил его всему хорошему (и всему плохому) в искусстве, но Джакометти все равно выбрал свой собственный путь. Сначала путешествовал по Италии и изучал классическое искусство, а вскоре после этого уехал в Париж, будучи еще совсем юным: художнику не было и двадцати. Ну а в Париже, в самом сердце одухотворенной, манящей закатами, замками и галереями Франции, он оставил и свое собственное сердце.

Женщина-ложка. 1926
Женщина-ложка. 1926
Джакометти многое взял от классики, и от отца, но самое главное, что он взял от лучших художников мира - это протест против устойчивых догм, на котором всегда строилось развитие искусства.

В Париже Джакометти знакомится с "тусовкой" авангардистов и очень быстро становится ее частью, увлеченный идеями нового движения и искусством, которое оно создавало вопреки всему устаревшему академическому миру. Именно тогда становится очевидным, что протест Джакометти исходит из самых недр его души: он часто пишет заметки в журнал "Сюрреализм на службе революции", и одной из таких заметок становится "Вчера. Зыбучие пески", где художник вплетает в автобиографию фантазии на тему насилия над животными и членами семьи и даже отцеубийства. Однако вскоре после этого художник по-настоящему теряет отца, что меняет его взгляд на жизнь и делает его менее радикальным.

Женщина с перерезанным горлом. 1932. © The Estate of Alberto Giacometti (Fondation Giacometti, Paris and ADAGP, Paris), licensed in the UK by ACS and DACS, London 2020
Женщина с перерезанным горлом. 1932. © The Estate of Alberto Giacometti (Fondation Giacometti, Paris and ADAGP, Paris), licensed in the UK by ACS and DACS, London 2020

"Женщина с перерезанным горлом" - один из сюрреалистических экспериментов Джакометти. Уже здесь начинает проявляться любовь художника к странным, вытянутым фигурам, искусственным формам, похожим на упавшие на дорогу сухие ветки.

Он сам объясняет это тем, что лишь взгляд на человека издалека можно считать самым верным: это единственная возможность полностью рассмотреть человека, но по мере приближения любое живое существо будто растворяется и становится похожим на полупрозрачного призрака.

Показывая тонкие, сжатые практически до размеров лезвия ножа, темные, одутловатые фигуры - это те самые "призраки", которые находятся вокруг нас, идут мимо нас каждый день посреди огромной толпы. Незамеченные, странные, непохожие на тех, кого мы знаем и любим. И лишь любимых мы узнаем, едва разглядев вдалеке знакомый силуэт или взмах руки.

Рука. 1947
Рука. 1947

В начале сороковых Джакометти вдохновляется произведением Бальзака "Невидимый шедевр" и создает знаменитую "Руку", практически цитируя писателя:

"Вы все довольствуетесь первым обликом, в каком она соглашается вам показаться, или, в крайнем случае, вторым, третьим; не так действуют борцы-победители. Эти непреклонные художники не дают себя обмануть всяческими изворотами и упорствуют, пока не принудят природу показать себя совершенно нагой, в своей истинной сути".

После Второй Мировой войны фигуры Джакометти утончаются и становятся еще более вытянутыми. Его одинокие фигуры - словно воплощение человека, покинутого всеми, даже Богом, идущего практически вникуда, смотрящего вдаль в поисках лучшей жизни. Исхудавший, голодный, уставший, соскучившийся по спокойной жизни, "Шагающий человек" Джакометти становится одной из самых главных иллюстраций экзистенциализма.

Почему эти странные, нелепые фигуры имеют такую огромную ценность?

Ведь они, в отличие от классики, не передают ни эмоций, ни гладкости и мягкости человеческого тела, ни красоту рельефных мышц.

Мне кажется, на этот вопрос есть сразу несколько ответов.

Во-первых, эти фигуры искалечены снаружи так же сильно, как были искалечены люди внутри. Вся жалость, боль и вынужденное, выработанное годами войны бесстрашие - вот оно, перед вашими глазами. Разве можно было выразить ужас этого времени как-то иначе?

Во-вторых, несмотря на всю кажущуюся простоту исполнения, эти скульптуры - результат довольно-таки сложной и уникальной художественной задумки. Работая в скульптуре широкими, практически импрессионистскими мазками, Джакометти передаёт движение, демонстрирует зыбкость человеческого существования, даёт эмоцию крупным планом.

Джакометти, как и многие художники во все времена - человек сомневающийся, сомневающийся не только в окружающей его действительности, но в первую очередь в самом себе.

«Всякий раз, когда я принимаюсь за работу, я без малейшего колебания готов уничтожить всё то, что сделал днем раньше, так как каждый день мне кажется, что я вижу нечто большее» (Альберто Джакометти)

И все же именно его "Шагающий человек" в 2010 году поставил рекорд по стоимости произведения искусства на аукционе "Sotheby`s": 104 миллиона долларов отдал некий анонимный коллекционер. А в 2015 году "Указующий человек" стал самой дорогой скульптурой в мире: на торгах "Christie`s" 180-сантиметровая фигура ушла с молотка за 140 миллионов долларов.

Альберто Джакометти . фото Анри Картье-Брессона
Альберто Джакометти . фото Анри Картье-Брессона

Спасибо за ваш интерес! Ставьте лайк, если понравилась статья. И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить очередной выпуск про очень странное искусство.