Найти тему
Самарская Газета

Бабочки, цветы и птицы. Тайные символы старых самарских ворот

Оглавление

Что означают кованые узоры на городских улицах.

Для украшения улиц и зданий в XIX-XX веках активно использовали металл. Особенностью городского ландшафта и эстетики были водосточные трубы, ограды балконов, лестницы и ворота. В оформлении каменных и деревянных домов прослеживалась богатая фантазия кузнецов — они использовали неожиданные орнаменты, обереги, образы животных и природы.

В 1870-х годах в городе было 35 кузниц. За Самаркой рос городок ремесленников с чугунолитейными и кузнечными мастерскими. Металлические изделия выпускали и на более крупных местных производствах.

В конце XIX века элита обратила свои взоры в сторону стиля модерн, для которого характерно обращение к мифологии и синтез искусств. Здесь мастерство кузнецов развернулось во всей красе. Ни один уважающий себя купец не мог обойтись без главного украшения своей усадьбы — богато украшенных ворот или калитки. Некоторые из них до сих пор можно увидеть в старом городе. «СГ» собрала самые яркие образцы художественной ковки из прошлого.

-2

Кухмистерская фон Вакано

Красноармейская, 4

От дороги здание отделяет большая чугунная ограда со столбами. Она идеально сочетается с архитектурой здания — с его рустованными стенами, арочными окнами, фронтоном с волютами и металлическим флюгером. Высокие стержни ограды венчают листья с цветами изящной формы, другие напоминают пламя. Вместо ворот здесь калитка, украшенная листьями дуба и желудями. Дуб в древнерусской культуре считался священным деревом, он символизировал мужскую силу и мудрость. Вверху калитки красуется корона с пышной кружевной вязью из тонких стальных прутьев. Также здесь можно разглядеть цветы и бутоны на высоком стебле. Еще одна изюминка — фигуры фантастических птиц с крючковатыми клювами, которые служат оберегом.

К сожалению, оригинальная калитка исчезла. Вместо нее теперь реплика.

-3

Особняк Курлиной

Красноармейская, 15

Один из самых известных памятников русского модерна построили в 1903 году, как и кухмистерскую напротив. В нем архитектор Александр Зеленко продемонстрировал свое пристрастие к художественному металлу и эстетике символизма. Он черпал вдохновение в мире природы. Автор стилизовал ее мотивы и придал им геометричность. Самым любимым образом стала бабочка — символ хрупкости бытия, недолговечности, мимолетности. Именно ее огромные крылья раскинуты на воротах. Этот гротеск соответствует эстетике модерна. Характерная черта ковки — легкость и прозрачность. Помимо ворот, отсылки к бабочкам прослеживаются в оформлении калитки, ограды и парапета кровли.

-4

Жигулевский пивоваренный завод

Волжский проспект, 4

Это предприятие — еще один значимый и узнаваемый символ города. К созданию комплекса зданий приложил руку сам Альфред фон Вакано — потомственный пивовар и австрийский подданный. Поэтому в архитектуре заметно влияние германской школы зодчества. Одна из самых ярких деталей — массивные ворота, которые выходят на Волжский проспект и связывают два кирпичных корпуса. Сквозь их узор просматриваются двор и панорама Волги. В верхней части ворот находятся кованая решетка, украшенная цветами, и светильник кузнечной работы. Декор нижней части — филенки и розетки. Раньше на воротах располагались еще и металлические буквы с названием завода, но они, к сожалению, утрачены, как и некоторые другие детали.

-5

Особняк Сурошникова

Пионерская, 24

Здесь находится современная реплика ворот. Оригинальные можно увидеть только на архивных фотографиях. На черно-белых кадрах проезд во двор перегораживали металлические ворота и калитка, созданные в полном соответствии с эстетикой модерна. Их композиция основывалась на чистой геометрической форме, неотделимой от концепции «нового стиля». В новой версии форма немного изменилась, как и сама конструкция — нижняя часть была сделана из сплошного металла, а не из прутьев. Сходство с оригиналом прослеживается только в высокой верхней дуге и острых пиках. За воротами теперь находится здание УФСБ.

-6

Особняк Наумова

Куйбышева, 151

Этот богатый каменный двухэтажный дом возводился как приданое дочери купца Константина Ушакова. Девушка по имени Анна вышла замуж за предводителя местного дворянства Александра Наумова.

В здании прослеживается желание архитектора Александра Щербачева придать ему дворцовый стиль. Автор использует мотивы ренессанса даже в художественном металле — чего стоят одни только ворота, декорированные волютами и стержнями в виде листьев и цветов. До наших дней не сохранилась низкая чугунная ограда рядом с тротуаром, зато на фасаде можно разглядеть флагодержатели в виде грифонов.

-7

Армен Арутюнов

журналист и исследователь модерна:

— Металл играет очень важную роль в архитектуре. Не только как конструктивный элемент, но и как отдельное направление художественного творчества. В первую очередь это проявляется в постройках рубежа XIX-XX веков, которых в Самаре очень много. Кованые ворота и калитки, ограждения балконов и лестниц, навесы, решетки и прочие детали невероятно обогащают городскую среду.

Многие образцы кованого декора в Самаре интересны не только как часть архитектурного ансамбля городских усадеб и особняков, но и как отдельные произведения искусства. Например, входная группа Жигулевского пивоваренного завода или ограждения особняка Курлиной — ворота-бабочки, ставшие символом самарского модерна, и другие металлические элементы на доме, изображающие бабочек в разных ракурсах. Примечательна ковка на здании Общественного собрания — решетки, ограждения балконов, козырек с улицы Фрунзе и металлическая аппликация с улицы Шостаковича.

-8

Максим Налейкин

кузнец:

— Металл — это нетленная классика, отсылающая к прошлым векам, к купечеству. Если посмотреть на некоторые объекты того времени — те же кованые ворота пивзавода — нельзя сказать, что они были выполнены очень искусно. Там есть некоторые ляпы. Но нужно понимать, когда это было сделано и для кого. Сейчас кузнецы больше внимания уделяют визуальной части, а раньше в приоритете были другие задачи. Основной упор делали на фасад здания, чтобы добиться общей красивой картинки. Если взглянуть на архитектуру Санкт-Петербурга, то там можно заметить просто потрясающие вещи. Но это культурная столица. Самара все-таки немного отставала от нее в плане эстетического развития.