Есть такое агенство, что называется Quantic Foundry. Его сотрудники занимаются изучением видеоигр, а точнее даже – мотивацию игроков в видеоиграх. Недавно один из основателей и вместе с этим ведущий аналитик QF Ник Йи опубликовал пост, в котором рассказал про свои исследования. Самое интересное во всем этом это 9 классов типов игроков, каждый со своими мотивациями и предпочтениями. Вот вы кто – акробат, или гладиатор, или архитектор?
Основные мотиваторы игроков Quantic Foundry представляют в виде кластера. В нем 6 основных пунктов, в каждом из которых два подпунтка.
- Action ("действие"). Подпункты – "разрушение" и "интерес". Ну, то есть, чтобы дыхание захватывало. Чтобы быстро все, и много всего происходило, и постоянно какие-то сюрпризы.
- Social ("социум"). Социальная мотивация – "давайте играть вместе". Здесь у нас "соревнование" (дуэли, матчи, рейтинги) и сообщество (команды, разговоры, взаимодействие).
- Mastery. Мастерство, стало быть. Подпункты – "вызов", ну или можно даже сказать все то же новомодное "челлендж" (когда нужно тренироваться, когда игра сложна и заставляет преодолевать трудности) и стратегия (принятие решений, продумывание своих действий наперед).
- Achievement ("достижения"). Здесь у нас "завершение" (все предметы собрать, все миссии пройти, все ачивки сделать) и "мощь" (забацать себе перса покруче, да экипу помощнее на него).
- Immersion, что можно перевести, как "погружение". Тут находится место "фантазии" (быть кем-то другим, где-то не здесь) и "истории" (сложные сюжеты, интересные персонажи, кто сказал Fallout 2?).
- Creativity, оно же "творество". Подпункты – дизайн (самовыражение, кастомизация) и "исследование" (изучение мира, эксперименты с предметами, экипировкой и так далее).
На основе представленных выше мотиваций исследователи выделили 9 типов геймеров.
- Акробат
Игроки этого типа играют в одиночные игры и в первую очередь для них важен сложный геймплей. Они хотят снова и снова оттачивать свои навыки до тех пор, пока не получится пройти самые сложные миссии и самых сложных боссов. Им нравятся игры с умеренным темпом, где нужно иногда подумать и самому разобраться в механиках. Что их вообще не интересует, так это что там за мир вокруг них и как это все выглядит. Поэтому в списке популярных игр здесь тайтлы вроде Super Metroid, Tetris и The Binding of Isaac.
- Садовник
Эти ищут себе такие игры, в которых можно в легкой и расслабляющей манере выполнить какие-то задания. Правила должны быть понятны сразу, и правила эти должны быть максимально прямолинейными. А вот геймплей может быть достаточно спонтанным и при этом строиться на установлении определенных реакций. Например, когда происходит Х, то мне нужно сделать Y. В этих играх нет места стрессу и необходимости планировать свои действия наперед. Садовник выполняет задания просто ради выполнения заданий – завершить уровень, собрать звездочки или награды, или просто собрать предметы, которые нужно собирать. В списке популярных игр здесь можно увидеть Candy Crush и Animal Crossing.
- Рубака
Таким игрокам нужно, чтобы в игре были кинематографичные разрушения ради какой-то цели. Им нужны хаос и погром, но именно в контексте богатого игрового мира и размашистого сюжета. Им нравится линейный, но тщательно спланированный, созданный специально для них экспириенс, а вот возможность "поиграться с палитрой" и заняться разной кастомизацией не так важна. Поэтому в списке популярных игр здесь много рельсовых приключений вроде Uncharted и Tomb Raider.
- Потасовщик
В центре внимания этих игроков – мотивации социального и экшен-характера. В общем, у них максимально выражены первые 4 мотивации представленного в самом начале кластера. Потасовщикам нужны быстрые командные баталии, где не особо сложно играть, не нужно особо думать и заниматься планированием. Просто дайте увлекательную игровую арену, куда можно без особых проблем ворваться и поиграть. "Завершение" их волнует мало, что говорит о том, что их полностью устраивают сессионные игры, где после каждого матча все сбрасывается. В списке популярных игр у этого типа мы видим Call of Duty и Battlefield. Стоит отметить, что среди представителей этого класса гораздо меньше девушек, и в среднем потасовщики несколько моложе игроков других типов.
- Гладиатор
Эти игроки с наибольшей вероятностью причисляют себя к хардкорщикам, и им от игр нужно очень много всякого. Здесь и эпичных масштабов экспириенс командных битв, и быстрый взрывной геймлей, и система прогрессии персонажа в силе, и сложный и требующий стратегического мышления геймплей, и богатый игровой мир с возможностями для исследования, и кастомизация. Так что здесь у нас много ММО и шутеров: Destiny, Gears of War, Black Desert Online и так далее.
- Ниндзя
Как и акробаты, ниндзя хотят преодолевать сложности. Но представители этого типа еще и ищут стратегических решений, высокого темпа действий и возможности соревноваться. Для них видеоигры это место, где можно проверить свои навыки и свой ум, сражаясь с другими игроками. Опять же, здесь низкий процент по такому параметру, как "завершение", поэтому игроки предпочитают сессионный геймплей, где каждый матч это новое начало. Внутриигровые достижения для ниндзя не такой сильный мотиватор, как развитие собственного игрового мастерства. В списке популярных игр здесь можно обнаружить такие тайтлы, как Starcraft и Street Fighter.
- Охотник за головами
Рубаке нужны "рельсы" и чтобы было красиво, как в кино. А вот охотник за головами хочет, чтобы ему дали мир, который можно было бы посредством исследования и кастомизации сделать своим. У них выше среднего интерес к "исследованию" и "дизайну". И еще охотнику за головами интересна прогрессия в силе, которая достигается посредством повышения уровня персонажа и прокачке его вооружения. Игроки этого типа хотят видеть, как их персонажи развиваются и становятся сильнее в контексте игрового мира. Это еще одно их отличие от рубак, которым прогрессия вообще не сдалась и которым важен текущий момент. Популярными играми у охотников за головами являются Saints Row, Far Cry и Mass Effect.
- Архитектор
Таким игрокам нужны возможность планировать и принимать стратегические решения, которые приводят к завершению игры. Также они хотят видеть игры с интересными сеттингами и не менее интересными сюжетами. Предпочтение отдается игре в одиночку, без всяких там командных взаимодействий или соревнований – так, чтобы можно было полностью контролировать собственный игровой экспириенс. Архитекторы предпочитают медленные, расслабляющие, безмятежные игры. Игроки в этом сегменте хотят строить, создавать что-то масштабное и долговечное. Им нравится, когда что-то создается с течением времени, и при этом их творение не должно уничтожаться. В числе популярных игр здесь находятся Europa Universalis и Civilization.
- Бард
Последний тип игроков. Барды это игроки социального типа, которым нравится общаться и взаимодействовать с другими игроками, находясь при этом в богатых игровых мирах, где есть и лор, и разные истории, и возможности для исследования и кастомизации. Барды хотят быть частью какого-то большого сюжета в сообществе игроков, которые вместе придают очертания своему миру и создают истории. Для них игра это как театральные подмостки. Их очень мало волнует прокачка или выполнение заданий, им просто нужна возможность органично существовать в игровом мире. Среди популярных игр здесь The Secret World и Final Fantasy XIV.
Сам Ник Йи в конце своего поста отмечает, что пусть представленная модель и позволяет как-то в общим чертах обозначить таксономию игроков, но вместе с этим есть и определенные проблемы. Например, названия типов игроков это словно просто условные обозначения соответствующих игровых жанров. Да и типов можно выделить гораздо больше в зависимости от различных нюансов, а то, что есть на данный момент, неизбежно предполагает какое-то обобщение.