Найти тему
고양이 요원

Почему корейские женщины не любят называть себя феминистками

Протест во время международного женского дня в Сеуле 8 марта 2019 года. Южнокорейские женщины в костюмах ведьм держат в руках плакаты в поддержку феминизма.
Протест во время международного женского дня в Сеуле 8 марта 2019 года. Южнокорейские женщины в костюмах ведьм держат в руках плакаты в поддержку феминизма.

29-летняя Сира Пак – владелица кафе в Сеуле. Ее очень волнуют права женщин, но она не называет себя феминисткой, особенно в Корее. Для всех она просто сторонница равноправия. «Я не хочу, чтобы меня называли феминисткой в Корее. В другом месте я, может, и могла бы говорить, что я феминистка, но только не в Корее. Здесь это слово связано с определенными стереотипами и является клеймом», - объяснила она.

Сира – не единственная, кто так думает. Многие женщины в Корее – успешные, независимые, поддерживающие женские права – редко публично говорят о феминизме. В Инстаграме часто встречаются посты с хэштегом #empoweringwomen, #womenpower, #girlsrule, но редко со словом на букву «ф».

Не так давно случился инцидент с участницей женской кей-поп группы Apink На Ын. Она выложила в Инстаграм селфи, где был виден ее чехол для телефона с надписью «Девушки могут все». Фото стало вирусным и вызвало негативную реакцию. Многие повесили на нее ярлык феминистки. Позже ей пришлось удалить фото.

В Сеуле, говоря, что вы феминистка, вы рискуете прослыть человеком, который не против мизандрии (прим.: мизандрия – понятие, обозначающее ненависть, неприязнь, либо укоренившееся предубеждение по отношению к мужчинам, мужененавистничество). Как видно, понятие феминизма может очень сильно отличаться в зависимости о того, где вы живете и с кем общаетесь. На сегодняшний день многие корейские женщины солидарны с правилом «четырех нет»: нет свиданиям, нет сексу, нет замужеству и нет воспитанию детей.

По сравнению с западным феминизм в Корее – это нечто совершенно иное, так как здесь главенствует именно радикальный феминизм. В прошлом у корейского феминизма почти не было права голоса – до 2015 года, когда молодые феминистки привлекли внимание к радикальному феминизму в онлайн-сообществах. Новую волну – совершенно иную, чем в США или Европе, где преобладает постмодернисткий и либеральный феминизм – вызвали онлайн-сообщество Megalia, название которого сложилось из двух: онлайн-галереи MERS и норвежского феминистического романа Egalia’s Daughters («Дочери Эгалии»), кафе Jjook-bbang и Yeo-seong si-dae (поколение женщин). Суть у каждого такого сообщества разная, но все они стали первыми, кто начал борьбу за права женщин, привлекая внимание консервативного корейского общество.

-2

Среди онлайн-сообществ наиболее известен сайт Megalia, который «отзеркаливает» мизогинные (прим.: мизогиния – понятие, обозначающее ненависть, неприязнь, либо укоренившееся предубеждение по отношению к женщинам, женоненавистничество) комментарии со стороны сообществ, ориентированных на мужчин. Если верить бывшей пользовательнице, которая отказалась назвать свое имя, чтобы не показывать свою причастность к сайту, цель Megalia – это не разжечь вражду, а просто показать, с какими унижениями женщинам приходится сталкиваться в сети. «Для парней это было нормой, и они не понимали, почему мы злились. Но когда мы отзеркалили их, они тоже разозлились», - сказала она, объяснив, что в конце концов все-таки покинула сообщество, так как чувствовала себя некомфортно из-за возросшей мизандрии. А спорный сайт забанили в 2017 году из-за многочисленных жалоб.

К сожалению, повсеместное «отзеркаливание» в Корее привело к распространенному ложному мнению, что если вы – феминистка, то наверняка ненавидите мужчин. Здесь термины «феминистка» и «феминизм» ассоциируются с онлайн-сообществами, практикующими жесткие методы отзеркаливания, а не с самой идеологией. Поэтому неудивительно, что сложно найти мужчин (или женщин!), которые бы защищали интересы феминизма. А все из-за этой истории с мизандрией. И почти невозможно найти сообщество, где бы и мужчины, и женщины вместе поддерживали женские движения. Слишком короткая история феминизма в Корее, а также недостаток информированности в обществе и СМИ стали основными причинами того, что люди связывают методы радикальных сообществ с феминизмом.

Однако есть и другая точка зрения. Некоторые считают, что понятие мизандрии тиражируется многими СМИ, чтобы затмить усилия радикальных феминисток. Феминисток представляют как мужененавистниц, дабы заставить их замолчать и обесславить их усилия в достижении гендерного равенства. Вместо этого люди должны сфокусироваться на положительных изменениях, которые привнесли феминистки новой волны. А усилия корейских радикальных феминисток и онлайн-сообществ действительно увенчались успехом. Они внесли огромный вклад в появление и трансформацию феминизма в стране, где главенствующее положение занимают мужчины. Онлайн-сообщества объединились, работая в том числе и оффлайн, и смогли закрыть SoraNet, нелегальный порносайт, где выкладывались съемки скрытой камерой и видео с изнасилованиями. В числе других достижений – борьба против запрета абортов – за право выбирать, протесты против сексуального насилия и дискриминации, сбор средств для помощи жертвам насилия.

Нельзя отрицать, что феминизм добился большого успеха в Южной Корее. Однако, чтобы закрепить его, нужно сменить направление. Если существующее положение вещей не изменится, то конфликт между полами только усугубится, что впоследствии лишь навредит феминизму. Чтобы вернуть право голоса феминизму в Корее, мужчины и женщины должны работать вместе. Использовать отзеркаливание для оправдания мизандрии – это неверный подход. Противодействовать ненависти ненавистью – это то же самое, что отвечать на гендерное неравенство таким же гендерным неравенством.

Если это произойдет, тогда феминизм больше не будет ни для кого неудобной темой в корейском обществе. Может, тогда мы сможем увидеть больше хэштегов #feminism в корейских соцсетях.