Веерное паровозное депо (запасное депо) расположено с правой стороны от Линейной улицы, на выезде из неё на шоссе в сторону центра города Бологое.
"Бывшее проходное, "запасное" депо для тихоходных паровозов, в монументальности которого есть что-то прямо таки древнеримское. Милое запустение лишь с намеками да догадками о былом величии. В затейливости кладки совсем забытая, уже невозвратная жизнь, о которой остаётся лишь догадываться".
А.Б. Вульфов цитата из художественно-документального к/ф "Бологое-Полоцкая", кинофирма М-фильм, 1996г.
Депо представляет собой веерное в плане здание, две наружные стены которого представляют собой концентрические дуги, а боковые стены расположены по радиусам. Перед паровозным зданием при приёмке дороги в эксплуатацию в 1906 году был установлен поворотный круг, служивший для разворота паровозов, а также для подачи их в стойла депо. В настоящее время от поворотного круга не осталось никаких следов.
Все депо Бологое-Полоцкой дороги имели сходное конструкционное решение и элементы архитектурного декора фасадов. Вместе с тем, каждое из них было индивидуально. Основным отличием было количество стойл, то есть мест, рассчитанных каждое на один паровоз. Паровозное оборотное депо в Бологое-2 (сейчас оно вернуло своё прежнее историческое название "Бологое-Полоцкое") было самым миниатюрным на этой дороге. Оно было рассчитано всего на 5 паровозов. По ряду данных, это депо никогда не эксплуатировалось по своему назначению и являлось, согласно дореволюционной терминологии, "запасным" на случай войны.
Пути, ведущие к зданию депо давным давно разобраны. Лишь профессиональный взгляд может чётко различить здесь просеку, по которой и были когда-то проложены жд пути, ведущие сюда от станции.
Важным отличием этого депо является и то, что здание полностью избежало какой-либо позднейшей реконструкции и сохранилось в первоначальном виде. Это существенно повышает его историко-архитектурное значение.
Печален тот факт, что мародеры уже успели утащить на металлом всё железо с кровли здания, благодаря чему оно теперь стремительно разрушается под воздействием факторов внешней среды.
С северо-восточной стороны к зданию депо примыкает одноэтажная пристройка, которая предназначалась для использования в качестве ремонтных мастерских.
Давайте же теперь пройдём через мастерские внутрь паровозного депо.
Внутри мы видит господствует полная пустота и разруха, но основательность самих стен позволяет не обращать внимание на такие вещи свойственные быстротечности времени.
Стоит отметить, что оборотное веерное депо в Бологое-Полоцком это последнее аутентичное паровозное здание, сохранившееся ещё в довольно приличном облике на этой железнодорожной линии. Поскольку аналогичное здание на станции Торопец было утрачено в 2018 году в результате сноса, а сохранившийся комплекс деповских зданий коренного депо в Осташкове представляет собой довольно жуткое зрелище, которое утратило свой первозданный облик и теперь практически не подлежит восстановлению.
Именно поэтому сегодня оно заслуживает особого внимания со стороны государства и требует сохранения как важного памятника истории и культурного наследия, ушедшей в прошлое эпохе железнодорожного транспорта.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше ярких жизненных фото на личной странице автора в Instagram