Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Рассказываю как на глазах погибает брошенное на произвол судьбы уникальное здание старинного паровозного депо в Бологое-2

Веерное паровозное депо (запасное депо) расположено с правой стороны от Линейной улицы, на выезде из неё на шоссе в сторону центра города Бологое.

Расположение запасного депо в Бологое-2 на изображении со снимка Яндекс карт
Расположение запасного депо в Бологое-2 на изображении со снимка Яндекс карт

"Бывшее проходное, "запасное" депо для тихоходных паровозов, в монументальности которого есть что-то прямо таки древнеримское. Милое запустение лишь с намеками да догадками о былом величии. В затейливости кладки совсем забытая, уже невозвратная жизнь, о которой остаётся лишь догадываться".
А.Б. Вульфов цитата из художественно-документального к/ф "Бологое-Полоцкая", кинофирма М-фильм, 1996г.
В 1990-е годы ХХ века здание использовалось как автобаза Октябрьской железной дороги и поддерживалось в надлежащем состоянии. Фото с портала "Галерея паровоза ИС"
В 1990-е годы ХХ века здание использовалось как автобаза Октябрьской железной дороги и поддерживалось в надлежащем состоянии. Фото с портала "Галерея паровоза ИС"

Депо представляет собой веерное в плане здание, две наружные стены которого представляют собой концентрические дуги, а боковые стены расположены по радиусам. Перед паровозным зданием при приёмке дороги в эксплуатацию в 1906 году был установлен поворотный круг, служивший для разворота паровозов, а также для подачи их в стойла депо. В настоящее время от поворотного круга не осталось никаких следов.

Типовой проект здания оборотного веерного депо из Альбома чертежей типовых и исполнительных. Бологое-Полоцкое. 1902-1906 гг.
Типовой проект здания оборотного веерного депо из Альбома чертежей типовых и исполнительных. Бологое-Полоцкое. 1902-1906 гг.

Все депо Бологое-Полоцкой дороги имели сходное конструкционное решение и элементы архитектурного декора фасадов. Вместе с тем, каждое из них было индивидуально. Основным отличием было количество стойл, то есть мест, рассчитанных каждое на один паровоз. Паровозное оборотное депо в Бологое-2 (сейчас оно вернуло своё прежнее историческое название "Бологое-Полоцкое") было самым миниатюрным на этой дороге. Оно было рассчитано всего на 5 паровозов. По ряду данных, это депо никогда не эксплуатировалось по своему назначению и являлось, согласно дореволюционной терминологии, "запасным" на случай войны.

Так здание запасного депо в Бологое-2 выглядело в начале нулевых. Фото из архива ВОЛЖД
Так здание запасного депо в Бологое-2 выглядело в начале нулевых. Фото из архива ВОЛЖД

Пути, ведущие к зданию депо давным давно разобраны. Лишь профессиональный взгляд может чётко различить здесь просеку, по которой и были когда-то проложены жд пути, ведущие сюда от станции.

Оборотное верное паровозное депо на станции Бологое-2 (Полоцкое). Март 2016г. Фото: Алексей Алексеев
Оборотное верное паровозное депо на станции Бологое-2 (Полоцкое). Март 2016г. Фото: Алексей Алексеев

Важным отличием этого депо является и то, что здание полностью избежало какой-либо позднейшей реконструкции и сохранилось в первоначальном виде. Это существенно повышает его историко-архитектурное значение.

Уникальная служебная жд архитектура начала ХХ века. Так прочно и вместе с тем самобытно не стали бы строить сейчас. Март 2016г. Фото: Алексей Алексеев
Уникальная служебная жд архитектура начала ХХ века. Так прочно и вместе с тем самобытно не стали бы строить сейчас. Март 2016г. Фото: Алексей Алексеев

Печален тот факт, что мародеры уже успели утащить на металлом всё железо с кровли здания, благодаря чему оно теперь стремительно разрушается под воздействием факторов внешней среды.

Март 2016г. Фото: Алексей Алексеев
Март 2016г. Фото: Алексей Алексеев

С северо-восточной стороны к зданию депо примыкает одноэтажная пристройка, которая предназначалась для использования в качестве ремонтных мастерских.

Март 2016г. Фото: Алексей Алексеев
Март 2016г. Фото: Алексей Алексеев

Давайте же теперь пройдём через мастерские внутрь паровозного депо.

Вход в мастерские, через которые можно было напрямик пройти к паровозным стойлам. Март 2016г. Фото: Алексей Алексеев
Вход в мастерские, через которые можно было напрямик пройти к паровозным стойлам. Март 2016г. Фото: Алексей Алексеев

Внутри мы видит господствует полная пустота и разруха, но основательность самих стен позволяет не обращать внимание на такие вещи свойственные быстротечности времени.

Стоит отметить, что оборотное веерное депо в Бологое-Полоцком это последнее аутентичное паровозное здание, сохранившееся ещё в довольно приличном облике на этой железнодорожной линии. Поскольку аналогичное здание на станции Торопец было утрачено в 2018 году в результате сноса, а сохранившийся комплекс деповских зданий коренного депо в Осташкове представляет собой довольно жуткое зрелище, которое утратило свой первозданный облик и теперь практически не подлежит восстановлению.

Верхние части боковых стен депо украшены затейливым кирпичным декором, а оконные проёмы выполнены  в стиле древнеримских колизеев.  Март 2016г. Фото: Алексей Алексеев
Верхние части боковых стен депо украшены затейливым кирпичным декором, а оконные проёмы выполнены в стиле древнеримских колизеев. Март 2016г. Фото: Алексей Алексеев

Именно поэтому сегодня оно заслуживает особого внимания со стороны государства и требует сохранения как важного памятника истории и культурного наследия, ушедшей в прошлое эпохе железнодорожного транспорта.

К сожалению и стены здания уже активно разрушаются под воздействием времени... Март 2016г. Фото: Алексей Алексеев
К сожалению и стены здания уже активно разрушаются под воздействием времени... Март 2016г. Фото: Алексей Алексеев

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше ярких жизненных фото на личной странице автора в Instagram