Есть в Тульской области усадьба барона Карла Федоровича фон Мекка. Это был такой железнодорожный магнат и один из родоначальников развития такого транспорта в России вообще. А начинал он, не смотря на родословную, ведущую свою историю аж с 16 века, простым инженером в ведомстве путей сообщения, сразу после окончания Петербургского института путей сообщения в 1844 году .
В 1860-м под давлением жены, которую он сильно и много любил, о чем говорит наличие 11 совместных детей, Карл решил, что хватит работать на дядю, нужно становиться успешным! А тут как раз удалось вписаться в движуху, которую правительство замутило в связи с поражением в Крымской войне – железные дороги должны быть повсюду, ибо это будет стратегически. А поскольку бюрократическая махина работала медленно и неэффективно, Александр II в 1857 году издал указ, по которому этим могут заниматься частные компании, а государство им всячески будет помогать, в том числе и финансово. Чуете, чем пахнет?
Вот наш Карл тоже почувствовал, и создал акционерное общество по строительству линии Москва-Коломна. Баблинского на это дали великие князья Александр, Владимир и Алексей, а заодно и цесаревич Николай Александрович. А от правительства общество получило 45 млн. рублей серебром. На безвозмездной основе. А взамен просило за 6 лет одноколейную дорогу от Москвы до Саратова через Коломну, Рязань и Моршанск длиной в 725 верст. Первые 117 верст построили за два дня, ввели в эксплуатацию, и деньги ВНЕЗАПНО закончились. А Общество Саратовской железной дороги успешно закрылось ввиду банкротства. Ничего не напоминает?)))
На молчаливый вопрос «Где бабки, Карл?», тот так же молчаливо ответил «А почему вы спрашиваете?» и бахнул Общество Московско-Рязанской железной дороги с основным капиталом в 15 мультов и долей государства - еще 12. И за полтора года-таки Рязань и Москва соединились линией железки, между прочим, одной из самых доходных в России. Думаю, тот факт, что по смете строительство одной версты было утверждено за 62 тыс. рублей, а по факту составило 40 тысяч, уже никого не удивит.
А потом было строительство Рязанско-Козловской железной дороги, Курско-Киевской железной дороги, Моршанской железной дороги, а управлял этим всем, после введения в эксплуатацию, знаете кто? Правильно, сам Карл. А помогал ему Павел Григорьевич фон Дервиз, который по итогам стал едва ли не богаче. Кстати, в его усадьбе я тоже был, и она в данный момент используется как санаторий для детишек.
Эта же усадьба была построена с подачи жены фон Мекка – Надежды Филаретовны, знаменитой меценатки (ну да, ну да) тех времен. Ну а поскольку женщины по большей части что-то в уюте да понимают, во дворце было 24 комнаты, и убранство ни одной из них не повторялось. Например, там были дубовый и ореховый зал, зал со стенами обитыми китайскими тканями, был зал отделанный под ясень, комнаты, выкрашенные под серебро и золото, с мебелью из орехового дерева и карельской березы. Ну и без вообще изысков не обошлось - комната с зеркальными стенами, потолком и полом (вы знаете вообще СКОЛЬКО тогда стоили зеркала?!).
Однако дальнейшая история российских усадеб повторяется почти слово в слово. В 1917 году сыну магната - гению, миллиардеру, плейбою, филантропу Максимилиану Карловичу, удалось благополучно свинтить из страны, что было сделать несложно, так как он всю жизнь занимал дипломатические должности в Вашингтоне, Стокгольме, Ньюкасле, Лейпциге. Ну и его имение было национализировано и имущество передано Музею дворянского быта в Москву. А в самой усадьбе с 1924 года располагался детский дом для прибывших с Волги сирот. Ну и дальше по накатанной - 1984 году он был закрыт и здание передано одному из Новомосковских предприятий под пансионат. Руководство предприятия решило, что им и без пансионата неплохо, и теперь мы видим вот эти вот руины.
Второй этаж не сохранился вообще, а подвал напоминает пыточные застенки. Местечко атмосферное и местами жутковатое.