Найти тему

Скромное жилище "эффективного менеджера" XIX века

Фасад здания
Фасад здания

Есть в Тульской области усадьба барона Карла Федоровича фон Мекка. Это был такой железнодорожный магнат и один из родоначальников развития такого транспорта в России вообще. А начинал он, не смотря на родословную, ведущую свою историю аж с 16 века, простым инженером в ведомстве путей сообщения, сразу после окончания Петербургского института путей сообщения в 1844 году .

Приоткрытые двери как бы приглашают...
Приоткрытые двери как бы приглашают...

В 1860-м под давлением жены, которую он сильно и много любил, о чем говорит наличие 11 совместных детей, Карл решил, что хватит работать на дядю, нужно становиться успешным! А тут как раз удалось вписаться в движуху, которую правительство замутило в связи с поражением в Крымской войне – железные дороги должны быть повсюду, ибо это будет стратегически. А поскольку бюрократическая махина работала медленно и неэффективно, Александр II в 1857 году издал указ, по которому этим могут заниматься частные компании, а государство им всячески будет помогать, в том числе и финансово. Чуете, чем пахнет?

...в цитадель мрака)))
...в цитадель мрака)))

Вот наш Карл тоже почувствовал, и создал акционерное общество по строительству линии Москва-Коломна. Баблинского на это дали великие князья Александр, Владимир и Алексей, а заодно и цесаревич Николай Александрович. А от правительства общество получило 45 млн. рублей серебром. На безвозмездной основе. А взамен просило за 6 лет одноколейную дорогу от Москвы до Саратова через Коломну, Рязань и Моршанск длиной в 725 верст. Первые 117 верст построили за два дня, ввели в эксплуатацию, и деньги ВНЕЗАПНО закончились. А Общество Саратовской железной дороги успешно закрылось ввиду банкротства. Ничего не напоминает?)))

Зато на первом этаже весёленько так
Зато на первом этаже весёленько так

На молчаливый вопрос «Где бабки, Карл?», тот так же молчаливо ответил «А почему вы спрашиваете?» и бахнул Общество Московско-Рязанской железной дороги с основным капиталом в 15 мультов и долей государства - еще 12. И за полтора года-таки Рязань и Москва соединились линией железки, между прочим, одной из самых доходных в России. Думаю, тот факт, что по смете строительство одной версты было утверждено за 62 тыс. рублей, а по факту составило 40 тысяч, уже никого не удивит.

Потому что отсутствие межэтажных перекрытий и потолка благотворно влияет на атмосферу помещения
Потому что отсутствие межэтажных перекрытий и потолка благотворно влияет на атмосферу помещения

А потом было строительство Рязанско-Козловской железной дороги, Курско-Киевской железной дороги, Моршанской железной дороги, а управлял этим всем, после введения в эксплуатацию, знаете кто? Правильно, сам Карл. А помогал ему Павел Григорьевич фон Дервиз, который по итогам стал едва ли не богаче. Кстати, в его усадьбе я тоже был, и она в данный момент используется как санаторий для детишек.

Украшения уже советских времен
Украшения уже советских времен

Эта же усадьба была построена с подачи жены фон Мекка – Надежды Филаретовны, знаменитой меценатки (ну да, ну да) тех времен. Ну а поскольку женщины по большей части что-то в уюте да понимают, во дворце было 24 комнаты, и убранство ни одной из них не повторялось. Например, там были дубовый и ореховый зал, зал со стенами обитыми китайскими тканями, был зал отделанный под ясень, комнаты, выкрашенные под серебро и золото, с мебелью из орехового дерева и карельской березы. Ну и без вообще изысков не обошлось - комната с зеркальными стенами, потолком и полом (вы знаете вообще СКОЛЬКО тогда стоили зеркала?!).

Если бы за дверью стояла Самара Морган, я бы не удивился
Если бы за дверью стояла Самара Морган, я бы не удивился

Однако дальнейшая история российских усадеб повторяется почти слово в слово. В 1917 году сыну магната - гению, миллиардеру, плейбою, филантропу Максимилиану Карловичу, удалось благополучно свинтить из страны, что было сделать несложно, так как он всю жизнь занимал дипломатические должности в Вашингтоне, Стокгольме, Ньюкасле, Лейпциге. Ну и его имение было национализировано и имущество передано Музею дворянского быта в Москву. А в самой усадьбе с 1924 года располагался детский дом для прибывших с Волги сирот. Ну и дальше по накатанной - 1984 году он был закрыт и здание передано одному из Новомосковских предприятий под пансионат. Руководство предприятия решило, что им и без пансионата неплохо, и теперь мы видим вот эти вот руины.

Крики еретиков тут звучали бы весьма уместно
Крики еретиков тут звучали бы весьма уместно

Второй этаж не сохранился вообще, а подвал напоминает пыточные застенки. Местечко атмосферное и местами жутковатое.

Задний двор
Задний двор

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц