Это уже вторая статья на данную тему. Вчера я рассмотрела профессию "Швея" и вопрос, почему многих обижает это слово.
Теперь про "портниху" :)
Я расскажу о своем мнении. В первую очередь, это человек, шьющий на заказ от и до. Как говорится, сдающий заказ клиенту "под ключ".
Может это делать как самостоятельно на 100%, так и делить работу с другими специалистами. Временно или на постоянной основе. Все зависит от загруженности и умений. Можно привлечь швей, закройщика, в период новогодних праздников или выпускных. А в остальное время работать самостоятельно.
Или специалист настолько популярен, что просто физически не успевает отшивать все заказы. Но в любом случае, он проводит примерки, общается с клиентами, подбирает материалы и фурнитуру сам. При этом на него постоянно работают специалисты.
Так же могут понадобиться эксклюзивные услуги для определенных заказов. Например вышивка бисером или стеклярусом, создание искусственных цветов из ткани или еще что-то, чем Портной не владеет сам. Тогда он привлекает мастеров и несёт ответственность перед клиентом за эту работу.
Если вы со мной не согласны или хотите дополнить, обоснуйте в комментариях и выскажите своё мнение. Помните о вежливости :)
Другие подобные вопросы я рассматриваю по тэгу: #психология_шитья
- Про само слово "портниха" можно спорить, как про слона и слониху или бухгалтера. Ведь можно сказать "бухгалтерша Людка" в анекдоте или "Бухгалтер Людмила Петровна на нашем производстве работает энное количество лет" в документации или докладе.
Здесь все индивидуально и зависит от человека. Если нравится женщине такое слово, характеризующее ее профессию - "портниха", то и замечательно. А если нет, нужно общаться и выбирать всем приятное обращение и слова :) С мужчинами Портными и так все понятно :) Цена работы Портного логично должна быть выше, чем у Швеи. Это разный уровень мастерства, обработки, посадки, понимания.
Мой опыт общения со шьющими на разных уровнях людьми, помог сформироваться у меня следующему пониманию работы ПОРТНОГО, не важно, мужская это или женская одежда:
- Идеальное знание материаловедения и различных тканей, в том числе и самых современных, и ретро второй половины 20 века, если клиентам это важно. А так же технологии пошива, в том числе люксовой обработки, различных хитростей.
- Умение создавать лекала, знание конструирования и/или макетирования. Конструктивное моделирование, понимание того, как выполнены те или иные узлы по фото или схеме.
- Умение работать с профессиональной техникой и собственно, ее наличие.
- Исправление ошибок в посадке, внесение изменений в лекала по результатам примерки. Понимание, откуда происходит тот или иной дефект и как его правильно скорректировать. А так же умение отличить реальную проблему от надуманной клиентом по незнанию или своим убеждениям.
- Понимание о различных типах фигур, опыт работы с нестандартными фигурами. А иногда и с очень сложными, имеющими индивидуальные особенности, связанные с состоянием здоровья или данные с рождения. У таких людей практически нет выбора в магазинах, если хочется одеваться по фигуре.
- Психологические особенности: умение общаться с любым человеком, понимать и выслушивать клиентов. Спокойствие и стрессоустойчивость на очень высоком уровне. Во многом вытекает из предыдущих пунктов. Если человек имеет опыт, уверен в себе, может спокойно принять любой заказ, объяснить, рассказать клиенту всё, что необходимо, успех гарантирован по крайней мере на 80%.
- Обязательно грамотная речь и вежливость. Но, при этом, умение профессиональный язык швейных терминов перевести клиенту на человеческий язык, чтобы ему было все максимально понятно. Сыпать терминами хорошо в производственном процессе, будучи окруженным специалистами, которые это понимают.
Клиент их знать не обязан, важно разговаривать с ним на одном языке, а не стараться продемонстрировать свое превосходство или вести себя так, как будто любой должен знать швейную терминологию и разбираться в тканях и посадке с рождения. Если проще - не быть заносчивым, объяснить все что угодно, если потребуется. И так, чтобы человек сам согласился с позицией мастера, поняв почему это правильно.
Пункт в работе портного, основанный на моем личном мнении.
Возможно он вызовет споры, я к ним готова. Пишите в комментариях свои соображения, если считаете нужным, приложите фото своих работ, любые другие, иллюстрирующие ваши слова.
На мой взгляд, Портной - это человек, который очень качественно повторяет и исполняет то, что придумано до него и имеет четкие каноны и правила.
Это классические пальто, костюмы, платья, юбки, блузки, зачастую из дорогих и даже элитных тканей. Идеальная изнанка, часто дополнение машинных строчек ручными, некоторые умеют обмётывать петли вручную, принципиально не пользуются оверлоком и тем более распошивальной машинкой.
Я писала однажды статью про обработку низа бархатного свитшота из полиэстера, иллюстрируя фотографиями из той же серии, что и здесь. Рассматривала вариант с распошивалкой как возможный.
Конечно же, в комментариях разгорелся спор!
Многие только за ручную подгибку трикотажных изделий. Тем более не приемлют такую обработку для бархата, потому что какие-то марки, на которые они равняются или их учителя по шитью так не рекомендуют.
Аналогично с использованием дублерина. Некоторые принципиально дублируют ткани не клеевыми материалами, а например пришивают на изнанку органзу вручную. Такой способ применяется при работе с жакетами в стиле Шанель. Аналогично и с мужским классическим ассортиментом, все нуждающиеся в дублировании детали укрепляют ручными стежками.
Я пользуюсь дублерином, скажу честно, вручную не дублирую.
Первый для пальто, плотных жакетов тканый.
Он отлично держится на ткани долгое время, не дает "пузырей". Правда, нужно застилать гладильную доску и использовать сетку или проутюжильник(бязь, ситец или любая хлопчатобумажная ткань). Иначе везде останутся следы клея, так он довольно мощный. И его желательно декатировать перед работой, чтобы прошла усадка.
Второй трикотажный нитепрошивной.
Отлично подходит для трикотажных изделий и легкого ассортимента. Особенно для тканей с добавлением эластана. Для тонких тканей, шифона или шелка тоже подходит. Но тут уже индивидуально, все мастера имеют разную точку зрения.
Обычно оба эти вида дублерина приобретаю сразу целый рулон. Это выгоднее. Он не портится при хранении в сухих помещениях.
Иногда для очень тонкого шифона, шелка можно приобрети на метраж цветной эластичный дублерин.
Такой дублерин бывает как минимум 10 основных цветов. Возможно подобрать к основному цвету ткани или принту. Тогда продублированный участок будет не так заметен.
Есть у меня и клеевой флизелин.
Вернемся к профессии Портной
Многие из тех, кто называет себя Портным, очень привязаны к правилам, которые выработаны люксовыми Модными домами. Особенно это касается классического ассортимента.
Я веду к тому, что среди именно Портных я встречала каноническое поклонение известным люксовым маркам, благоговение перед ними, копирование их способов обработки и фасонов, цветов, выбор аналогичных материалов.
Они маниакально следят за обработкой, выворачивают изделия и стараются идти в ногу с данными производителями, не пропустить момент, когда ширина бейки на изнанке измениться с 0,5мм на 0,4мм. Я утрирую, но отчасти это правда. Если спросишь, зачем вам это? Можно ведь самому решить этот вопрос. В ответ будет шквал критики, обвинение в несовременности и прочее.
Иногда клиенты стесняются надеть на важные мероприятия вещи от неизвестного Портного и покупают брендовые. Покупные вещи по фигуре не садятся, поэтому их несут в ремонт к своему Портному :) Отсюда и возможность тщательного изучения.
Я спрашивала, не бьет ли это по самооценке мастера? Ведь можно в таком случае сшить из элитной ткани, и по фигуре посадить..Но..У Портных со стажем часто этикетки с именем или маркой просто нет..
При этом присутствует осуждение тех, кто не повторяет за известными марками, а ищет свои пути, придумывает новые фасоны, экспериментирует. А именно - Дизайнеров :)
Тех, кто еще не достиг уровня продаж и рекламы канонических люксовых марок и поэтому их пока копировать "не комильфо". И можно смело швырять сначала камни, а затем и булыжники в их огород, если смеют спорить :)
Я не выстраиваю иерархию, вовсе нет, если кто-то так подумал, что моя пищевая цепочка ведет к Царю-Дизайнеру :) Я просто рассматриваю в своих статьях три разных профессии: Швея, Портной, Дизайнер. И каждый из них занят своим делом.
Некоторые портные со временем все же начинают создавать вещи под своим именем и разрабатывать что-то свое. Переходят в стан Дизайнеров. Но их не много, так как занимаясь копированием Модных домов, обслуживая клиентов с записью заранее, им некогда даже подумать об этом. Происходит постоянный обмен своего времени на деньги и повтор фото из журналов.
К тому же, это копирование настолько прочно прилипает, что возникает страх "сделать что-то не так" или сравнение себя с Диором и Шанель не в свою пользу. Забывая, что они как раз создавали тренды, а не соблюдали существующие правила в своё время.
Дизайнер - творец, ему даже шить уметь не обязательно, если это не входит в его планы.
Он может придумать, создать образ, при этом нанять Конструктора, Портного, Закройщика, Швею, многих еще специалистов, это зависит от бюджета марки. Или обратиться сразу на производство, фабрику со своими эскизами, если не хочет содержать свой цех или Ателье.
Я просто люблю шить сама, занимаюсь этим с детства, но моей целью никогда не было стать Портным. Это не моя профессия. Не по Душе..Я шью для воплощения своих идей. Иногда для воплощения чужих на заказ, если клиент обращается со своим запросом.
Но чаще заказывают по моим моделям с учётом своих мерок. Или хотят аналогичный фасон, но другой цвет.
Кстати, вы знаете, что Карл Лагерфельд не умел шить? :) И не стеснялся этого вовсе.
Один случай в Дзене.
Мужчина пишет мне довольно часто и является моим подписчиком. Иногда приписку делает, что относится ко мне критично, но благодарен за общение :)
Его первый комментарий на моем канале был довольно резким. Смысл в том, что я должна копировать у известных брендов, как мне пришивать свою этикетку. Я пришиваю ее на машинке, а должна вручную, как кто-то там. А так же, что если бы я еще прошла практику у какого-нибудь известного Дизайнера, ко мне на пошив строились бы очереди. И это было бы счастьем для меня и радостью...
Я уточняю, кто он и почему считает, что может мне советовать кого-то копировать? Оказывается Портной с многолетним опытом и собственной Мастерской. Общение привело к тому, что он сам написал, что его дело не интересно детям, к тому же ему никто не заказывает пошив одежды уже довольно давно, а Ателье его занимается сейчас по сути только ремонтом одежды...
Он еще писал про резинку в поясе, прочитав мою статью о брюках. Считал, что она некачественная и распускается, что многим моим вещам на резинке требуется шнурок. На что был мой ответ, что я работаю с качественной фурнитурой и ношу вещи по несколько сезонов, стираю, все в порядке. Клиенты тоже довольны. Задала ему вопрос, где и какую он покупает резинку, что она быстро теряет эластичность. Оказалось, ориентируется на вещи, которые ему приносят на ремонт...
Многим жителям несуществующей уже страны, как СССР не нужны Дизайнеры. Им нужна швея или портниха :)
Чтобы могла качественно и красиво их одеть, при этом не выделяя особо из толпы, что в понимании советского человека даже опасно. Все должно быть прилично, но не слишком контрастировать с окружающими.
На работу Дизайнеров любят посмотреть, но одеваться у них решаются не многие. Исключение - люксовые марки их классические линейки :) И я этому рада! Работаю с людьми, которые ценят оригинальность и индивидуальность, смелые идеи.
- С приходом популярности канала в Дзене пришли и лютые хэйтеры, о которых ходят легенды :)
Они только и пишут "швея" или "портниха". Чаще всего с пренебрежительными и грубыми эпитетами, осуждением и злостью одиноких и никому не нужных людей. К сожалению, это чаще всего так..Наверняка и мастера в парикмахерской называют "парикмахерша", и повара женщину "повариха", врача "докториха", чтобы как-то лишний раз унизить всех, кто под руку попался :) А уж если она моложе и красивее..держите семеро :)
Некоторые с воспоминаниями прошлых давно минувших дней, советскими названиями тканей, которые я обязана знать, "если ТЫ портниха или швея", хотя я родилась, когда так уже не говорили :) Пишут, что их опыт шитья 30-40 и более лет. При этом, считают современные ткани Вселенским ЗЛОМ. Из чего шьют, не понятно :)
Конечно, не все опытные люди так пишут. Со многими приятно пообщаться. Можно обменяться опытом, за что благодарю.
Недовольных всегда прошу выложить фотографии своих работ и внешности в комментариях. Или дать ссылку на канал, соц.сети, сайты. Чтобы можно было оценить, мне и другим читателям, поучится у Гуру. Еще ни один из хэйтеров не смог этого сделать. Смельчаков нет.
Как правило, или исчезают из диалога, или пишут причины, почему им нельзя так поступать.
Спасибо за внимание!
На моем канале так же есть статья про профессию Швея. Она доступна по ССЫЛКЕ.
С вами была Яна Левашова. Всем удачи и успехов!
Буду благодарна за лайк и подписываемся, будет еще много интересного!
© Яна Левашова
Все права на любые материалы, опубликованные на канале Яндекс.Дзен "Яна Левашова Дизайнер", защищены в соответствии с российским законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото и видео материалов возможно только с согласия правообладателя.
Без разрешения доступна и приветствуется кнопка "Поделиться".