Давайте сегодня познакомимся с нормами эмоционального контакта. Это то, как ребёнок идёт на контакт со взрослыми и другими детьми, ведёт себя при общении.
Напомню, что все нормы условны и подвижны. Нельзя однозначно говорить, что ребёнок обязан что-то делать к определенному возрасту. Зато по нормам можно ориентироваться, на что обратить внимание, чем заниматься с малышом, что развивать.
А ещё нормы интересны тем, что можно проследить последовательность и усложнение рассматриваемого параметра.
И начнём с 1,5 месяца
Да, не удивляйтесь, что так рано. Ведь слышит и чувствует кроха ещё раньше. А к 1,5 месяцам ребёнок может улыбаться в ответ на улыбку.
К 2 месяцам
Малыш уже активно улыбается на эмоциональный контакт.
В 3 месяца
Кроха оживляется при виде лица взрослого: смеётся, тянет ручки и ножки, гулит.
К 4 месяцам
Хорошо развит «комплекс оживления».
В 5 месяцев
Малыши могут отвлекаться от плача, если чем-то заинтересовались. К этому возрасту замечают и понимают мимику, жесты.
6-7 месяцев
Тянет ручки, просит чтобы взяли на руки.
7 месяцев
Малыш при утомлении очень требовательно просят маминого внимания.
7-8 месяцев
Начинает отличать «своих» и «чужих», по-разному на них реагирует.
9 месяцев
Проявляет эмоции соответствующие ситуации и интонациям собеседника. Хорошо контактирует на уровне игры и эмоционального общения.
11 месяцев
Живо проявляет мимику, соответствующую эмоциям. Машет «пока».
12 месяцев
Обнимается.
14 месяцев
Может жалеть.
15 месяцев
Понимает и использует «нет».
16 месяцев
Начинает подключать в коммуникации «да».
1.5 года
Пробует помогать взрослым. Может что-то делать по простым инструкциям.
Имитирует взрослую деятельность.
1 год 10 месяцев
Активно проявляет широкий спектр эмоций, пользуются жестами.
3 года
Понимает в общении местоимения и принадлежность «моё»-«твоё», знает свой пол.
С 3 – 3,5 лет
Ребенок бурно фантазирует, проявляет фантазию в общении.
4 года
По-разному общается с детьми и взрослыми.
4,5 года
Оценивает свои поступки.
5 лет
Понимает обращение к взрослым на «вы».