Нередко взрослые пытаются не затрагивать, а чаще всего и избегать «неудобные» вопросы от детей: об инвалидности, болезнях или людях с особенностями развития. Современная детская литература открыта к такому диалогу.
Повесть «Встречи по средам, или тетя Гульда говорит: “Бежим!”» Сильвии Хайляйн поднимает проблемы инаковости, личной свободы, ответственности, внимательного отношения друг к другу, контроля со стороны взрослых и доверия.
В конце книги автор говорит по секрету маленьким читателям, что всех персонажей она придумала. Но ее знакомство с особенными людьми, которых называют «люди с нарушением психического развития» помогло написать эту историю.
В центре сюжета — отношения между Сарой и ее тетей Гульдой, которую папа девочки называет «дурочкой», потому что у нее есть особенности в развитии.
Интересно, что в доме сопровождаемого содержания, где вынуждена жить тетя Гульда, царит атмосфера принятия и поддержки, чего нельзя сказать о месте, в котором живет ее племянница Сара.
Сара — единственный человек в семье, который просто любит свою тетю и понимает, что она мыслит и действует иначе, не так, как обычные взрослые. Но только тётя умеет слушать Сару, только ей интересно, что именно говорит девочка. Сару возмущает, что обычно взрослые думают о своем, не готовы внимательно слушать и могут максимум кивнуть или хмыкнуть при разговоре с ребенком.
Самый любимый день недели тети Гульды и Сары — среда. Ведь именно по средам девочка приходит к ней в гости, попробуйте догадаться в какой день мама записывает Сару на теннис?
«Среды Саре всегда нравились. Даже если в школе было гадостно. По средам после уроков Сара ездит к тете Гульде — единственной и любимой!»
Вдобавок к этому мама решает отправить тетю Гульду далеко в деревню, потому что в городе она ей доставляет слишком много хлопот.
Мама не хочет слышать мнение ни своей дочери, ни сестры. Что придумает Сара в этой ситуации? Поддержит ли ее тетя? А сможет ли мама понять и принять свою дочь и сестру?
Книга не просто про человека с нарушением психического развития. Она скорее про то, что считать нормой: честность и внутреннюю смелость или постоянный контроль, умение слушать или навязывание собственного мнения, чуткость по отношению к другим или стремление все сделать «правильно».
Что можно обсудить с учениками на литературном клубе?
Рассмотреть иллюстрации Анке Куль. Опираясь на них и сам текст, можно подумать о том, какое поведение является нормой для разных героев: для мамы и папы девочки, для Гульды и для Сары (или вспомнить знакомых из путешествия — Крысу, Мурашку, Калли).
А можно распечатать иллюстрации, принести на кружок и попросить детей их раскрасить. Обратить внимание на эмоции, которые вызывают все герои.
Интересно обсудить изменения, которые произошли с героями после описываемых событий и поделиться соображениями, почему именно так случилось?
Можно предложить порассуждать о счастье: кто не боится в книге быть счастливым и почему?
И завершающим заданием могут стать «рецепты счастья» от учеников, а как достичь счастья, как сохранить его и что такое это самое счастье.
Рубрика: Около урока
Автор: Дарья Озерова