3 подписчика

БЁРДВОТЧИНГ: НАБЛЮДАЕМ ЗА ПТИЦАМИ И ПРАКТИКУЕМ ОСОЗНАННОСТЬ

Недавно я гуляла в парке и мне на глаза попалась стайка птиц, копошащихся в траве. Я таких раньше не видела: достаточно крупные, черные с зелёным отливом и как будто в маленькую звёздочку. Птицы энергично искали букашек и забавно пищали. Интересно, кто это такие? Я решила немного понаблюдать.

Недавно я гуляла в парке и мне на глаза попалась стайка птиц, копошащихся в траве. Я таких раньше не видела: достаточно крупные, черные с зелёным отливом и как будто в маленькую звёздочку.

В какой-то момент я поняла, что стою и смотрю на птиц уже минут 15-20. Давно со мной такого не было, даже удивительно: обычно я куда-то спешу, постоянно в каких-то, как мне кажется, супер-важных делах, а тут полностью отключилась.

Дома я порылась в интернете и определила, что видела скворцов. Да уж, вроде бы и название на слуху, а я до сих пор не представляла, как эти птицы выглядят. Мне стало любопытно, кого ещё можно встретить в городе.

Недавно я гуляла в парке и мне на глаза попалась стайка птиц, копошащихся в траве. Я таких раньше не видела: достаточно крупные, черные с зелёным отливом и как будто в маленькую звёздочку.-2

После этого случая каждый мой поход в парк и даже просто на улицу превратился в занимательный квест по поиску птиц. Я выискиваю их глазами, прислушиваюсь к пению и пытаюсь распознать голоса. Похоже, сама того не осознавая, я вступила в движение бёрдвотчеров (от английских слов bird – птица и watch– смотреть).

Недавно я гуляла в парке и мне на глаза попалась стайка птиц, копошащихся в траве. Я таких раньше не видела: достаточно крупные, черные с зелёным отливом и как будто в маленькую звёздочку.-3

Бёрдвотчинг – это хобби, уже давно популярное в Европе и Северной Америке, а сейчас набирающее популярность и в России. Смысл его заключается в наблюдении за птицами в их естественной среде обитания.

Недавно я гуляла в парке и мне на глаза попалась стайка птиц, копошащихся в траве. Я таких раньше не видела: достаточно крупные, черные с зелёным отливом и как будто в маленькую звёздочку.-4

Стать бёрдвотчером очень просто. Можно начать с малого – периодически выглядывать в окно и наблюдать за птицами, которые живут по соседству. Что это за птицы? Уже вам знакомые или кого-то вы видите впервые? Как они ведут себя в разное время суток? Следующим этапом станут прогулки в ближайшей сквер или парк. Какие птицы живут там? Такие же, как в вашем дворе, или есть кто-то новый?

Недавно я гуляла в парке и мне на глаза попалась стайка птиц, копошащихся в траве. Я таких раньше не видела: достаточно крупные, черные с зелёным отливом и как будто в маленькую звёздочку.-5

Не бойтесь, что сейчас вы совершенно не разбираетесь в птицах. Постепенно, с каждой новой прогулкой, вы начнете отличать одни виды от других, больше узнаете об их повадках. Чтобы углубиться в тему, можно почитать научно-популярную литературу о птицах, например книгу Дженнифер Акерман «Эти гениальные птицы». Кроме того, отличным подспорьем в бёрдвотчинге станут определители птиц, бумажные или электронные.

Недавно я гуляла в парке и мне на глаза попалась стайка птиц, копошащихся в траве. Я таких раньше не видела: достаточно крупные, черные с зелёным отливом и как будто в маленькую звёздочку.-6

Бёрдвотчеры обычно фиксируют свои наблюдения и для этого носят с собой специальные полевые дневники. Со временем можно также обзавестись биноклем, потому что большинство маленьких птиц трудно разглядеть невооруженным глазом. Для бёрдвотчинга отлично подойдут компактные и легкие бинокли с восьми-десятикратным увеличением.

Недавно я гуляла в парке и мне на глаза попалась стайка птиц, копошащихся в траве. Я таких раньше не видела: достаточно крупные, черные с зелёным отливом и как будто в маленькую звёздочку.-7

Вы живете в большом городе и думаете, что тут кроме голубей и ворон мало кого можно встретить? Это совсем не так. В Москве, где живу я, гнездится и бывают пролётом более 200 видов птиц (данные сайта http://birdsmoscow.net.ru/). И не все из них обосновались в лесопарках и парках на окраинах. В самом центре Москвы, например в районе метро Смоленская, гнездится целых 16 видов, и среди них есть редчайший для Москвы вид – сокол-сапсан. Одна из всего трёх (!) обитающих в городе пар сапсанов выбрала в качестве своего дома шпиль высотки Министерства иностранных дел.

Недавно я гуляла в парке и мне на глаза попалась стайка птиц, копошащихся в траве. Я таких раньше не видела: достаточно крупные, черные с зелёным отливом и как будто в маленькую звёздочку.-8

Если вам не комфортно гулять по парку и искать птиц в одиночестве, но никто из ваших близких и друзей не загорелся новым хобби так же, как вы, не беда. Существует множество сообществ бёрдвотчеров, в которых легко найти единомышленников и компанию для наблюдений. Такие сообщества организуют «птичьи» экскурсии по городским паркам, совместные поездки за город и целые экспедиции. А для азартных бёрдвотчеров проводят специальные соревнования – кто увидит больше всего птиц (в России это, например, соревнования «Птицы и люди» и «Большой год»).

Недавно я гуляла в парке и мне на глаза попалась стайка птиц, копошащихся в траве. Я таких раньше не видела: достаточно крупные, черные с зелёным отливом и как будто в маленькую звёздочку.-9

Занимаясь бёрдвотчингом, вы начнёте больше двигаться и проводить время на свежем воздухе. Уверяю вас, гуляя по парку в поисках птиц, вы точно пройдёте полезную для здоровья норму в 10 тыс. шагов, а, может, даже и превысите её, если особенно увлечетесь.

Недавно я гуляла в парке и мне на глаза попалась стайка птиц, копошащихся в траве. Я таких раньше не видела: достаточно крупные, черные с зелёным отливом и как будто в маленькую звёздочку.-10

Но самое приятное в наблюдение за птицами, помимо, конечно же, самих птиц, – это возможность вырваться из бесконечной (и часто бессмысленной) суеты, забыть о проблемах и почувствовать себя в настоящем моменте. Чтобы обнаружить птицу среди ветвей, требуется терпение и концентрация. Нужно внимательно наблюдать, прислушиваться к окружающим звукам, двигаться плавно и дышать спокойно – согласитесь, очень напоминает восточные практики по развитию осознанности!

Недавно я гуляла в парке и мне на глаза попалась стайка птиц, копошащихся в траве. Я таких раньше не видела: достаточно крупные, черные с зелёным отливом и как будто в маленькую звёздочку.-11

Забудьте на время о делах и оглядитесь вокруг! Мы живём прекрасном мире, наполненном удивительными созданиями, которых мы почему-то часто не замечаем.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Книги-определители

Опытные бёрдвотчеры советуют использовать определители с рисунками, так как на рисунке художник может отразить все характерные отличия птицы, а на фотографии зачастую многие признаки незаметны из-за позы, освещения и т.д.

Collins Bird Guide: The Most Complete Guide to the Birds of Britain and Europe – культовый и очень удобный определитель птиц, обитающий на территории Европы и России.

National Geographic Bird-watcher's Bible: A Complete Treasury by Catherine Herbert Howell

«Полный определитель птиц европейской части России. В 3-х книгах» М.В.Калякин Е.А.Коблик

«Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири» В.К.Рябицев

Фильмы

«Большой год» / «The Big Year» – самый известный, а ещё очень забавный и вдохновляющий фильм о бёрдвотчинге

«Всеобщее руководство птицелова» / «A Birderʼs Guide to Everything» – также неплохой фильм на эту тему

Онлайн-ресурсы

«Онлайн дневники наблюдений птиц» – онлайн-система учета наблюдаемых птиц, созданная Зоомузеем МГУ, сюда можно вносить свои наблюдения. Проводят соревнования «Большой год»

Программа «Птицы Москвы и Подмосковья» – электронный атлас птиц Москвы и Подмосковья

Онлайн-определитель «Птицы России» – название говорит само за себя

«Союз охраны птиц России» – здесь можно узнать о разных мероприятиях и активностях российских орнитологов и бёрдвотчеров

Клуб спортивных орнитологов «Птицы и Люди» – объединение российских орнитологов и бёрдвотчеров, проводят соревнования с таким же названием

Birdwatching Moscow – московский обучающий проект по бёрдвотчингу, проводят экскурсии

http://ebirds.ru – онлайн-каталог и определитель птиц Европы и России

https://www.xeno-canto.org – онлайн-база голосов птиц со всего мира

Aviabase – онлайн-база данных птиц со всего мира

BirdID – онлайн-проект по сбору данных о птицах Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. На сайте есть определитель, в котором можно определить птицу даже по примерному силуэту и размерам