Найти в Дзене
KYDEX-TRADE

Что ценного в ноже ручной работы?

Я в очередной раз не удержался и перешел по ссылке на тред, где в комментах заказчик костерил мастера. Как обычно. Заказал нож, получил, посмотрел, написал хвалебный отзыв. Через неделю посмотрел еще раз, увидел две-три мелких неточности и вот - пишет в адрес мастера всякие гадости капслоком публично, требует возврата денег и покаяния.

В этой статье я решил обобщить свои мысли о ценности ручной работы и том, как ее стоит оценивать, за что именно платит заказчик и что мне не нравится в сложившемся status quo.

Для начала, замечу, что объективных критериев оценки авторского изделия нет. Они у всех разные. Мастера устраивают нагоняй друг другу за одни вещи, заказчик думает о других, сообщество любителей ножей в интернете говорит о третьих. И это верно для любого ножа, кто бы его кому не сделал.

На мой взгляд, один из самых вредных критериев оценки ножа - брендовая сталь на клинке. В ситуации падения доходов заказчики все чаще цепляются за марку стали как за последнюю соломинку "люксовости" их хобби. Мы все знаем, как сильно увеличивают цену ножа бренды, используя сталь вроде M390. В современных реалиях России для кастомного сегмента ситуация все чаще выглядит как "Эй, вы, кто из вас дешевле сделает для великого дяди Васи нож из PGK?". Казалось бы, как круто, ведь мы можем заказать кастомный нож из порошковой стали за какие-то 150 долларов. Неслыханная роскошь для каких-нибудь США, где за эти деньги принято кушать 154СМ и нахваливать. Однако, страдает мастер. Подписавшись на такой проект, он неизбежно продает за копейки свой труд, ведь дорогие стали требуют уйму времени и расходников, а бюджет-то уже задан. Я просчитывал несколько таких проектов вместе с мастерами. Цифры в районе 100-150 за час работы в подобных проектах вполне реальны. А это зарплата кассира в фастфуде.

Следующий критерий - штангенциркуль по акции с Алиэкспресс. Здесь вилка, так как маниакальным обмериванием ножа страдают как сами мастера так и клиенты. Премиумный американский бренд за 200+ долларов сводит нож в 0,4 мм и 0,6 к кончику и все довольны, мастер, делающий ножи вручную на недорогом гриндере должен, обязан гарантировать сведение клинка в 0,1-0,2 мм. В той истории, с упоминания о которой я начал свой пост было и это. "Обух 3,5. Я просил 3,0 - Гони обратно деньги, Уася!".

Я уже писал ранее, что при обмерах исторических клинков, неточности в 3-4 мм были нормой даже для самых ценных изделий. Мы, к сожалению, живем в мире, зашоренном заводскими стандартами и часто хотим вместо продукта творчества видеть заводскую побрякушку по линейке.

Самый сложный момент - соблюдение канона. Можно говорить о японских ножах, якутских ножах, скандинавских ножах и ножах семейных предприятий. Вишенка на торте - личный стиль уважаемого мастера или дизайнера. С последним все проще. Если дизайнер работал на именитые бренды и его стиль узнаваем, то те, кому он нравится, будут за него платить и собирать ножи с его клеймом. Так что давайте посмотрим на этнические каноны.

Работа японских мастеров. Не менее 1000 долларов, углеродистая сталь $5 за кг.
Работа японских мастеров. Не менее 1000 долларов, углеродистая сталь $5 за кг.

Пожалуй, самым ярким примером является японская традиция. Именитые японские кузнецы неторопливо обслуживают длинные очереди коллекционеров со всего света, втиснуться в которые можно только с солидной пачкой денег и крепким терпением. Почему так? Японский канон - самый лучший? На мой взгляд, дело в грамотной работе Японского правительства и МИД по продвижению японских ремесел как элемента японской традиционной культуры. И это касается не только ножевого производства (не забываем о производителях японских мечей), но и фарфоровых дел мастеров, портных, мастеров каллиграфии и других ремесленников. Йена - крепкая валюта, а "сделано руками в Японии" означает "достойно уважения, дорого, сделано в рамках глубокой традиции, которую обывателю не понять". С таким заделом, японские мастера могут предлагать вполне приземленные изделия из простых и дешевых сталей за 500, 600 и даже 1000 долларов США и рассчитывать на постоянный спрос. Ценен ли японский канон изготовления режущих предметов в чем-то кроме мечей от потомственных кузнецов-оружейников - вопрос спорный. На мой взгляд, авторские японские ножи слишком часто содержат откровенные следы пренебрежения к покупателю, мол, за твои 700 долларов и так тебе сойдет. И со щелями и с заточкой на грубой ленте.

Скандинавы. Просто, сурово, традиционно.
Скандинавы. Просто, сурово, традиционно.

Другие этнические каноны обычно не защищены такой плотной стеной из денег, стоит лишь понимать, что мастер-ножедел из Швеции не станет работать за 150 рублей в час. Учитывая то, что, к примеру, скандинавские ножи обычно весьма утилитарны и просты в производстве, их можно приобрести за вполне вменяемые деньги. Если речь идет о каноничости, пожалуй, в приоритет стоит ставить мастера, реально погруженного в культуру, интересующегося историей края и изучающего доступные источники. Если упрощать, то карельский нож стоит заказать у мастера-карела, якутский нож - у мастера-якута, марийский нож - у мастера-марийца. И да, если при этом мастер-якут закаливает сталь на глаз, то это не минус. Не было у них традиции бегать кругами вокруг калиброванной муфельной печи и канистры с жидким азотом.

Отдельно стоит выделить "мусорные" каноны или ложные традиции, созданные горе-маркетологами для продажи ширпотреба. К сожалению, за примерами далеко ходить не надо. Здесь и пластунские ножи с легендой об обломке казацкой сабли без внятных доказательств и украшение ножей рунами и "славянскими" символами. Сюда же стоит отнести и подделки под традиции - псевдотанто из крученого дамаска, якутские ножи с долами, вырезанными болгаркой, подделки под пехотный тесак 1837 года, выдаваемые за "древнерусский меч" и так далее.

Дол болгаркой
Дол болгаркой

Авторское видение и гармония изделия. Как правило, именно из этих составялющих и состоит личный стиль мастера, который доказал миру, что его вкус, его навыки и его видение чего-то стоят. Путь мастера к тому, что его клинки узнают по едва отличимым деталям профиля сложен и тернист. Пожалуй, если вы знаете такого мастера, лучшее что вы можете сделать - не идти к новичку с просьбой "Эй, малой, тот дорго берет, слабай мне копию за 5к". Подождите, пока дизайн мастера купит серийный бренд или обогатите коллекцию реальной авторской работой.

Отдельо скажу про руки. Как ни странно это звучит, в кастомном сегменте очень много ЧПУ. Не знаю как вы, а я предпочту фрихенд, на котором можно найти 3-4 неточности любой бездушной кракозябре, вырезанной шпинделем на столе. Хотя, каждый решает сам. Спасибо, что дочитали! Буду рад увидеть Ваши возражения в комментах!