Борис Гребенщиков и его блаженный подкаст «Аэростат» (на самом деле радиопередача, но давайте говорить как современные люди) — большой источник вдохновения «Косухи». У «Аэростата» активнейшее комьюнити фанатов-меломанов, я к ним не отношусь, но просто замираю, когда слушаю, как Борис Борисович препарирует музыку на философские смыслы и погружается в музыкальное пространство, совсем отличное от его зоны комфорта.
Подача материала БГ, чего уж скрывать, если не заимствована, то точно воодушевлена ретро-передачей Севы Новгородцева с Би-би-си, доходившей до Союза по радиоволнам из Лондона сквозь помехи и глушилки еще с конца 1970-х. Но говорить о них в одной плоскости все равно неправильно: если Новгородцев в каком-то смысле музыкальная википедия, то Борис Борисович — еще и про метафизику, и скрытые смыслы. В общем — про искусство.
Важно, что Гребенщиков не только живет прошлым, но и более-менее понимает, что формирует повестку в музыке и рок-музыке сейчас. Возможно, не совсем идеально понимает, как это делают журналисты Афиши или Flow, часто заглядывающие на шаг или два вперед. Но он точно не бронзовеет вместе с классик-роком 1980-х.
Увлеченные БГ и его передачей люди (подчеркну — не создатели программы, а именно поклонники) недавно сконструировали диджитал-платформу, на которой можно прослушать все эти сотни выпусков с 2005 года. Сначала выпустили приложение «Аэростата» (есть и iOS, и Android), а вчера Гребенщиков сообщил о создании сайта «Аэростата».
Я провел на нем весь вечер — это потрясающая платформа с удобной навигацией. Можно найти выпуски не только по номеру или тегу с музыкантом/группой, но и — внимание! — по фрагменту сценария. Например, мне всегда было интересно, как Борис Борисович интерпретирует новый блюз-рок в исполнении Black Keys: я вбил название группы в поисковик и быстро нашел те выпуски, в которых БГ вещает о музыкантах.
В параллельной вселенной «Аэростат» уже давно бы выходил на популярном стриминговом сервисе. Но нам до идеального мира еще очень далеко. Да и зачем он теперь нужен, когда есть платформа со всеми выпусками.